По туннелю Хасмонеев к Виа Долороза
После обеда наше паломничество продолжилось по подземному ходу – так называемому туннелю Хасмонеев. Это целая система инженерных сооружений, относящихся к разным периодам и открытых археологами в разное время.
Вырубленный под Западной стеной древнего Иерусалима туннель в скале использовался, в том числе, и как канал для подачи воды в храмы.
Пройдя 486 метров под землёй, мы вышли на свет Божий, чтобы далее следовать Путём Креста – по известной на весь мир улице Виа Долороза.
Виа Долороза переводится с латыни как «Путь скорби». По этому пути следовал Христос, неся свой Крест к месту распятия – к Голгофе.
Место первого падения Христа на Крестном Пути
Встреча с Богоматерью. На месте, где сегодня расположена часовня Армянского патриархата, Иисус, во время прохождения пути на казнь, встретился со своей матерью.
Дом Симона Киринеянина. Симон нёс Крест для распятия Иисуса Христа часть Крестного Пути
Место второго падения Христа
Тяжесть Его Креста на плечах каждого из нас
Сегодня на этой улице кипит жизнь старого Иерусалима. Это оживлённый туристический центр. Здесь встречаются верующие всех конфессий. Здесь, вслед за колоколом православного храма, звучит крик муэдзина с минарета. Здесь стоит несмолкающий гомон от голосов туристов и паломников, разговаривающих на языках всего мира.
Магазины, лавки, рестораны, шум и толчея, пекло полуденного зноя, запахи еды и немытого тела, зазывалы. Арабы шумно выясняют отношения с полицейскими. Если вовремя не увернуться, тебя может сбить с ног еврей-ортодокс, в пиджаке и пейсах, несущийся на велосипеде тебе навстречу.
Но, оказавшись на этой улице, паломники вдруг словно переносятся в другое измерение, отрешаясь от внешних шумов и впечатлений. Воцаряется тишина. Вслед за Спасителем мы делаем девять остановок, которые помечены латинскими цифрами на стенах вдоль узких закоулков Виа Долороза. Тяжесть Его Креста сейчас на плечах каждого из нас. Мы стараемся проникнуться хотя бы малой толикой Его страданий, принятых за всех людей, когда-либо живших и живущих на земле.
Здесь, на Виа Долороза, неожиданно может живо представиться картина суда Понтия Пилата и последовавших затем событий. Здесь можно увидеть, как над Ним издевались римские солдаты, как надели Ему на голову терновый венок, ранивший Его лицо и заливший Его глаза кровью. Как Он три раза падал и три раза вставал. Здесь рядом с тобой идут Святая Вероника, утиравшая лицо Христа шёлковым платком, и Симон Киринеянин, которого заставили нести Крест за Него часть пути, когда сам Он уже почти не мог идти.
«Виа Долороза – это метафора пути любого христианина, который проходит жизнь тесными вратами, а вокруг него кипит жизнь со своими соблазнами. Но он должен углубиться в себя, в свою душу и пройти свою жизнь с Богом» – так говорит участник нашей группы иерей Алексей Владимиров.
Круглый камень, вмонтированный в стену Греческого православного монастыря Святого Харлампия. Историки предполагают, что, скорее всего, это кусок колонны, на торце которой изображён крест и надпись на греческом языке: «Иисус Христос – Победитель». На этом месте Спаситель встретил плачущих женщин и сказал им: «Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и детях ваших...»
Купол Церкви Гроба Господня
Место третьего падения Христа
16 июля 2017 год
Паломники осмотрели Александровское подворье (порог Судных врат). Поднялись на крышу коптской церкви и оказались во дворе эфиопского монастыря. Спустились через эфиопскую церковь по лестнице в Храм Гроба Господня.
«Игольные уши». Рядом с порогом Судных врат находится небольшое отверстие в стене – высотой ниже человеческого роста, узкое внизу. Это отверстие в городской стене служило для пропуска в город запозднившихся путников, подошедших к воротам после захода солнца.
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19: 23-24).
Церковь святого Александра Невского на Александровском подворье в Старом городе
Отец Сергий (Рязанская митрополия) на Сергиевском подворье.
16 июля 2017 год
Иконостас был подарен в 1888 году императором Александром III, Указом которого было учреждено ИППО. Дар был передан в честь посещения Святой Земли Великим князем Сергием Александровичем.
17 июля 2017 г.
Ни одна из этих обителей не похожа на монастырь в нашем привычном понимании. Это не масштабные сооружения с крепостными стенами, многочисленными соборами и рвами, к каким мы привыкли, а небольшие, почти ничем не примечательные дома в исторической части Иерусалима, неподалёку от Храма Гроба Господня.
17 июля 2017 г.
Первая обитель, которую мы посетили на третий день паломничества, 17 июля, – монастырь Малой Панагии Сайданайи.
По легенде, не нашедшей отражения в Евангелиях, история этого монастыря связана с бабушкой Пречистой Богородицы.
Предание гласит, что бабушку Богородицы звали Марией. Она была очень благочестивой, доброй и богобоязненной женщиной. Именно в её честь святые праведные Иоаким и Анна назвали свою новорождённую дочь. А жила бабушка Пречистой Девы там, где сейчас расположен монастырь.
Есть любопытная легенда и о том, как он строился. В 546 году император Юстиниан во время своего похода увидел восхитительную лань и погнался за ней. Но животное вдруг обратилось в невероятной красоты женщину, окружённую сиянием.
– Зачем ты за мной гонишься? – вопросила она. – Кого ты хочешь убить своей стрелой? Неужели ты преследуешь Приснодеву Марию и хочешь стрелять в Божью Матерь, просящую за грешников? И она попросила застывшего в изумлении императора построить обитель.
Юстиниан понял, что это знамение, однако вскоре забыл о просьбе Богородицы. Тогда чудесное явление вновь было ему. Император снова увидел лань и её превращение. На сей раз явившаяся Дева Мария даже дала ему план будущей постройки.
Самая почитаемая икона здесь – Сайданайская икона Богоматери, авторство которой приписывается самому святому апостолу-евангелисту Луке.
Ещё одна Мария – экскурсовод, сопровождающий нашу группу, – прочитала нам сказание о Сайданайской иконе:
«В конце VIII века случилось греческому монаху-отшельнику Феодору, отправляющемуся в Иерусалим на поклонение святыням, остановиться в странноприимной обители. Игуменья Мария попросила его приобрести в Иерусалиме икону Божьей Матери и дала ему деньги. Инок забыл о поручении.
Но на обратном пути был остановлен голосом: «Не забыл ли ты чего в Иерусалиме? Что сделал с поручением Марии?» Инок тотчас вернулся в Иерусалим и приобрёл икону Божьей Матери, поразившую его светлым лучезарным ликом.
На обратном пути Феодор был поражён чудесами, случившимися от иконы. В первый раз она спасла монаха и его товарищей от разбойников. Во второй раз – от дикого зверя. И инок захотел завладеть драгоценным образом.
Побывав у святых мест, он пришёл в Акру, чтобы, миновав Сайданай морем, отплыть в Египет, но не успел взойти на корабль – поднялась такая страшная буря, что гибель казалась неизбежной.
Мучимый совестью, Феодор поспешил оставить корабль, чтобы вернуться сухим путём через Сайданай. Там он опять остановился в странноприимном доме обители. И снова им овладело непреодолимое желание присвоить себе икону, показавшую ему столько знамений своего чудесного милосердия.
Четыре дня прожил инок в Сайданайе, не показываясь на глаза игуменье Марии, из боязни, чтобы она не узнала его.
Собравшись тайно уходить из монастыря, он отправился к выходу, но никак не мог выйти за монастырскую ограду: подойдёт к воротам, а видит перед собой сплошную каменную стену. Тут он осознал своё преступление и поспешил вручить игуменье образ и с раскаянием рассказал ей обо всех чудесах и знамениях, бывших от иконы».
С тех пор Сайданайская икона Богоматери спрятана за решёткой, от греха подальше. К ней не разрешается прикасаться. Слишком много охотников заполучить её. Ведь если верить той легенде, то даже монахами-аскетами порой овладевают искушения.
17 июля 2017 г.