История ежегодного паломничества началась с 13 мая 2012 года с торжественного освящения храма святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе, построенного на средства Игоря Ашурбейли, главного организатора и вдохновителя паломничества.
Строительством храма Игорь Рауфович открыл череду событий, крупных мероприятий по увековечению памяти Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой. Через год, 16 июля 2013 года, перед днём памяти Елисаветы Феодоровны, по письменному благословлению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от стен храма отправилась первая в истории паломническая группа, следующая по скорбному посмертному пути святой Елисаветы.
Осенью того же года Оргкомитет, в состав которого вошли архиепископ Егорьевский владыка Марк, Председатель ИППО С. В. Степашин, Его Королевское Высочество принц Майкл Кентский, ктитор Патриаршего подворья храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе И. Р. Ашурбейли, принял решение проводить паломничества, связанные с именем Елисаветы Феодоровны, ежегодно.
Традиционно паломничество отправляется по маршруту Екатеринбург – Алапаевск – Пекин – Иерусалим: от мест первого заключения и трагической гибели Елисаветы Феодоровны на Урале, по пути мытарств, которые претерпели её останки, вывезенные из советской России после отступления армии Колчака, до места её упокоения на Святой Земле.
В этом году решено немного отступить от традиции: паломники отправятся сразу в Иерусалим. Это связано с историческим событием. 18 июля 2017 года – в день преподобного Сергия Радонежского и в день памяти святой Елисаветы – после реставрационных работ торжественно откроется Сергиевское подворье – центр и символ православного паломничества на Святой Земле, возвращённый в российскую собственность .
Это историческое здание в центре Иерусалима, построенное на средства Императорского Православного Палестинского Общества и лично Великого князя Сергия Александровича Романова, мужа Елисаветы Феодоровны. Кроме торжественного открытия Сергиевского подворья, паломники посетят Гору Сион, вознесут молитву в Храме Гроба Господня, будут присутствовать на Литургии в храме Марии Магдалины, где поклонятся мощам святой Елисаветы, побывают в винодельне Голанских высот, совершат омовение в реке Иордан и прикоснутся к другим святыням Святого Града Иерусалима.
Встреча группы паломников в аэропорту Бен Гурион
Дорога в Иерусалим. 15 июля 2017. Прилёт группы в аэропорт Бен-Гурион
В аэропорту имени Бен-Гуриона нашу группу встретила экскурсовод Мария, и по пути в Святой град нас сопровождал увлекательный рассказ: «Уже тысячи лет паломники попадают в Иерусалим одной и той же дорогой.
Слева вы видите долину, где, по преданию, ученик Моисея Иисус Навин одержал победу над пятью царями. А сейчас здесь сажают злаковые культуры, арбузы. Хлопок растёт…» Вылет был ранним, никому из паломников не удалось поспать, многие из группы прилетели на Святую Землю впервые.
В моём воспалённом сознании пилигрима-неофита самым причудливым образом мешались евангельские притчи и обычная повседневная жизнь.
Сельскохозяйственные работы и предания Ветхого и Нового заветов. Экскурсовод между тем рассказывала о чудесах, которые здесь происходили: «… Дальше будет перекрёсток – вон там, на пригорочке, вон за тем зданием, по преданию, Спаситель явился своим ученикам после Воскрешения во второй раз. Место называется Эммаус. Хотя, по правде сказать, никто не знает, где точно находится то самое священное место Явления…»
По правой стороне движения нашего микроавтобуса появились виноградники. С тех пор, как в начале XIX века Наполеон привёз в Святую Землю виноградную лозу, возделывают их монахи Латрунского монастыря ордена кармелитов. Насельники монастыря воздерживаются от общения на мирскую тему, а то и вовсе молчат. А вино их славится далеко за пределами Израиля.
Место, которое называется Латрун, известно ещё и тем, что здесь по легенде родился добрый разбойник по имени Рах, который был распят вместе со Спасителем. Перед смертью он поверил в Божественность Христа, раскаялся, получил прощение и вечную жизнь.
Первые впечатления от Святой Земли были настолько ошеломляющими, что захотелось последовать примеру монахов-молчальников: сойти на эту землю, возделывать виноградную лозу, молиться и не думать о мирском.
Далее наш путь лежал через арабскую деревню Абу-Гош. Жители этого арабского поселения в древности грабили паломников. Сейчас это респектабельный мусульманский район. Во время войны за независимость Израиля арабы Абу-Гоша отказались воевать против молодого израильского государства. В деревне на этот счёт шутят, что евреи не забыли и с тех пор платят дань – приезжают в шабат сюда, в местные рестораны.
Превосходной нашла кухню деревни Абу-Гош и наша православная паломническая группа.
Кирилл Плетнер
15 июля 2017 год
После обеда – Музей Израиля. Мы увидели, как выглядел Иерусалим при жизни Спасителя.
На макете, выполненном в масштабе 1 к 50, город из белого камня песчаника воссоздан настолько реалистично, что, оказавшись рядом, почти совершаешь перемещение во времени.
И это нормально, когда находишься в месте, где вообще можно легко забыть о том, какой сейчас век.
Казалось бы, жара, изобилие ярких впечатлений должны сказаться, пора бы и устать.
Но посещение знаменитейшего монастыря Святого Креста, его древние стены, фантастической красоты фрески XII–XIII веков удивительным образом освежили поникших было паломников.
– В этом храме сам молитвенный воздух целебен, – заметил участник нашей группы иерей Алексий Владимиров (отец Алексий).
И всё же посетовал, что здесь редко ведутся службы. На эстетическое удовольствие от созерцания фрески с изображением Шота Руставели, особенно если созерцатель – человек светский, редкость служб никак не влияет.
Сразу вспоминается история, которую в России знают многие, если не все: о любви великого грузинского поэта к царице Тамаре. О том, как поэт и царица встретились здесь, в этом храме, о том, как они не могли воссоединиться в силу «социальных причин»… А потом каким-то волшебным образом оказались в одном захоронении под одной из колонн храма. По крайней мере, так гласит легенда.
Осмотр макета Иерусалима периода Иисуса Христа в масштабе 1:50 на территории Музея Израиля
15 июля 2017 год
Кумранские рукописи хранятся в Музее Израиля, в здании, которое построено специально для хранения и демонстрации этих свитков.
«Храм книги» спроектирован так, чтобы символизировать свиток «Война Сынов света с Сынами тьмы»: святилище построено в виде белого купола, символизирующего Сынов света, а чёрная базальтовая стена символизирует Сынов тьмы.
Вход в «Храм книги» – отдел Израильского музея в Иерусалиме, расположенный возле холма Гравит-Рам в западной части города
15 июля 2017 год
В монастыре Святого Креста есть фрески, сохранившиеся до наших времён, конца XII – начала XIII веков
Фреска XIII в. Внизу посередине, в красном, грузинский поэт Шота Руставели – единственное портретное изображение великого поэта
15 июля 2017 год