Продолжение Паломничества по местам скорбного посмертного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Екатеринбург. Екатеринбург особый город – кровавый. Слезами и кровью скреплен, тут вместо извести каждый камень. Улицы в Екатеринбурге до сих пор называются трактами, а главная улица – тот самый Сибирский тракт, по которому гнали ссыльных. Русские люди сердобольны. На Руси всегда жалели ссыльных, убогих, несчастных. Потому что знали: «Блаженны нищие духом», плачущие, страдающие, потому что «тех есть Царство Небесное».
Жалели – помогали, кто хлебушком, кто копеечкой, кто молитвой, а кто и просто добрым словом. Это вам не Москва: тут и люди добрей, и эскалаторы в аэропорту не работают, и воду не из каждого крана добудешь. Не Москва: все просторней, открытей и тонкие розовые сосны дымятся понизу молочным туманом. Но при въезде в город поражаешься тому, что нет ощущения провинции.
Перекрестки местами напоминают не то Женеву, не то еще что-то иностранное. Этот город историю знает не понаслышке. Город, в котором мученически погиб последний русский царь. Всеми оболганный, оклеветанный, он взошел на свою Голгофу, и с ним его жена и его пятеро детей. А знаете ли вы – те, кто обвиняет его в трусости, что он знал заранее свою судьбу? Что дочерей своих он мог спасти, вывезя их за границу. Но он и его семья сами решили разделить свою судьбу с Россией, какой бы эта судьба не была, и если Россия гибнет, то и самим не искать спасения.
Достойно встретили они все издевательства и унижения. Даже набранных из отъявленных отморозков солдат пришлось сменить перед убийством страстотерпцев – так как смогли они своей кротостью и своим достоинством растопить даже сердца своих мучителей.
Сколько еще мы будем повторять за советскими историками ложь о несуществующих грехах императора Николая II? Неужели непонятно, для чего было все это придумано? Но и этой ложью не смогли палачи отмыться от совершенного. И этому свидетелями были мы – и тысячи людей, пришедших просить прощения за царственную пролитую кровь. Такого стечения народа, как в ночь с 16 на 17 июля – ночь убийства в Ипатьевском доме, я не видела никогда еще!
На другой день мы побывали в Напольной церкви. Нам показали место, на котором убили Царскую семью. Была экскурсия, где нам еще раз рассказывали обо всем значительном, что было совершено императором Николаем II в его царствование. Вспомните-ка, кому принадлежит идея о создании Лиги Наций, будущей ООН? В чье царствование была произведена электрификация страны? Сидели бы мы сейчас с Вами на газовой горелке или при неверном пламени свечи. Железные дороги в стране. Всеобщее образование. Пенсии. Дома престарелых. Детские дома. Дома трудолюбия. 10000 построенных храмов. Прославление преподобного Серафима Саровского. Всем этим мы обязаны последнему царю.
В Екатеринбурге что ни дом, то церковь. Бывшая. Превращенная большевиками в клуб, кинотеатр или, например, дом культуры автомобилистов. И это еще в лучшем случае. Странноприимный (то есть, монастырская гостиница) Тихвинского монастыря превращен ныне в институт философии и культуры. Кстати, та самая бывшая домом культуры автомобилистов церковь построена была самыми что ни на есть староверами купцами Рязановыми.
Купцы екатеринбургские соревновались друг с другом в роскоши. Рассказывают, что, когда две купеческие фамилии решили породниться и сыграть свадьбу, свадьба это длилась целый год, после чего несчастный жених из купеческой фамилии Казанцевых, не выдержав вечного праздника, отдал Богу душу. Но более всего, конечно, Екатеринбург памятен событиями, произошедшими здесь в 1918 году.
Сюда привезли Царскую семью и в этот же город привезли великую княгиню Елисавету Феодоровну. Но долгое время они не знали, что находятся недалеко друг от друга. Когда Елисавета Феодоровна об этом узнала, то попросила помощницу попытаться увидеться с царем и его семьей. Но та смогла увидеть Николая II только через забор и на короткое время, так и не сумев ничего передать ему.
Очень впечатлила экскурсия в золотошвейную мастерскую. Вместо ожидаемых рядов монахинь, склонившихся над сложным узором священнического облачения - автоматические станки, огромные швейные машины, управляемые компьютерной программой и единственной монахиней-оператором. Что вы хотите, XXI век!
В автобусе экскурсовод рассказала, что в городе есть метро, которым екатеринбуржцы страшно гордятся – целых 9 станций! Но для Екатеринбурга и это достижение. Все дело в том, что это- Урал и рыть землю здесь страшно трудно из-за очень твердых горных пород. Вообще с транспортом тут овсё хорошо. Есть даже городская электричка, наподобие тех, что ходят в Берлине. Очень удобно между прочим.
Главная городская река называется необычно – Исеть, откуда у нее такое название и что оно значит, точно объяснить нам не смогли. Все дело в том, что Екатеринбург – город исторически многонациональный и многоязычный. Здесь в разное время жили ханты, манси, башкиры, ненцы, тюрки, финоугры и т.д. Поэтому и этимология географических названий в этой части России очень разнородна. Так что название реки «Исеть» могло означать ее богатство рыбой, а могло и нечто совершенно другое. Как бы там ни было, заросшая и ленивая речушка эта когда-то была вполне себе судоходна.
Кремля в Екатеринбурге тоже нет. Как и почти везде на Урале. Здесь градообразующим элементом всегда был завод. И почти в каждом грайоне плотина. Потому что использовалась энергия падающей воды. Здесь же родина знаменитого уральского писателя Павла Бажова, известного, помимо своих сказов, и тем, что он жестоко гнал тех, кого называл «церковниками». Вот так в Екатеринбурге смешались иконы и цареубийцы, пытки и малахитовые сказы, и всюду загадки.
Загадки окружают и нашу группу. Одной из них стал сокол, вечный спутник нашей поездки. В первый раз сокола увидел руководитель нашего паломничества - Игорь Рауфович Ашурбейли. Он увидел в соколе древний миф о египетском боге-соколе Сете. Этот самый сокол будет нам в разных видах встречаться на протяжении всей поездки. Но об этом в следующий раз.