Уважение и восхищение, передающиеся по наследству
Пожалуй, никого из последних представителей правящей династии Романовых не вспоминают сейчас так часто, как супругу дяди Николая II Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Редко так бывает, что человек, принадлежавший к императорскому дому, тем более живший в такое противоречивое время, не подвергается критике со стороны суровых историков и исследователей. Но это именно тот случай. В наследство от современников, лично знавших Елисавету Феодоровну, нам досталось великое уважение к ней.
Мотивы людей, живущих в ту эпоху, нам, ныне живущим, не всегда дано понять. А между тем эта эпоха не столь уж далека. Это время наших прабабушек или прапрабабушек. Но даже не верится сейчас: неужели можно быть настолько бескорыстным? Имея всё, превратить это во «всё для других», отказавшись полностью от «всего для себя», как это сделала Елисавета Феодоровна? Можно.
Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. Фото 1892 г.
Невероятно много успела она за свой относительно короткий век. А вернее, за те 13 с половиной лет, что последовали после 4 февраля 1905 года. В тот день был убит террористом её супруг, Великий князь, генерал-губернатор Москвы Сергей Александрович Романов. Это событие полностью изменило жизнь Великой княгини.
«...Не под влиянием священника я избрала эту жизнь, которую сейчас веду, потому что я говорила с ним, уже хорошенько всё обдумав и пр., – писала Елисавета Феодоровна императору Николаю Александровичу в 1909 году. – Некоторые не верят, что я сама, безо всякого влияния извне, решилась на этот шаг. Многим кажется, что я взяла на себя неподъёмный крест, о чём и пожалею однажды, и – или сброшу его, или рухну под ним. Я же приняла это не как крест, а как путь, изобилующий светом, который указал мне Господь после смерти Сергея, но который за долгие годы до этого начал брезжить в моей душе.
Когда, даже не могу сказать, – мне кажется, часто, ещё в детстве, у меня было стремление помочь страждущим, и прежде всего тем, кто страдает душой. Желание это постоянно росло и росло во мне. Но наше тогдашнее положение обязывало принимать у себя, встречаться со множеством людей, устраивать приёмы, ужины, балы и так далее. Это не могло целиком наполнить мою жизнь, – есть другие более важные обязанности.
Ты не можешь согласиться с такими «большими переходами в жизни», но представь – для меня это не «переход»: это то, что мало-помалу росло во мне, обретало форму. Очень многие из тех, кто знал меня на протяжении жизни и хорошо знает меня сейчас, не удивились, а сочли это лишь продолжением того, что началось много раньше. Я и сама восприняла это так».
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители. Фото: wikimedia.org, Lodo27
Всего 53 года было основательнице и настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия, когда она взошла на свою Голгофу и приняла мученическую смерть от большевиков, в июле 1918-го расправлявшихся последовательно с семьёй Романовых.
Она помогла сохранить тысячи жизней, лично ассистируя при операциях, ухаживая за больными и спасая детей и женщин из притонов Хитровки; построив и опекая десятки больниц, госпиталей, приютов для обездоленных и учебных заведений, дававших этим обездоленным самое нужное в жизни – профессию.
На её руках – на руках самой главной и самой знаменитой сестры милосердия в России – умирали тяжело раненные на полях сражений Первой мировой. Разве могла страшить её собственная смерть? По свидетельству очевидцев, единственное, что сказала она о своих убийцах, стоя на краю заброшенной шахты под Алапаевском: «Не ведают, что творят».
Даже не будь мученической смерти и канонизации, её удивительная жизнь и дела всё равно не были бы забыты.
Возможно, и спустя столетия люди будут учиться у неё, восхищаться её безграничным мужеством, стойкостью, энергией, целеустремлённостью, искренней верой в Бога и в человека как творение и подобие Божие на земле. Так будет, если мы, ныне живущие, выполним свою задачу – передадим наше восхищение ею, наше уважение к ней следующим поколениям.
В память Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой
13 мая 2012 года в честь святой Елисаветы освящён храм, восстановленный на средства Игоря Ашурбейли на месте случайно обнаруженного фундамента старинной церкви в Покровском-Стрешневе в Москве. 29 августа того же года храму присвоен статус Патриаршего подворья.
В храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе
Престольный праздник храма в Обители святой Елисаветы. 18 июля – день памяти святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. 2020 год
Благодаря ктитору храма здесь хранятся величайшие святыни – частицы мощей святой Елисаветы и святой Варвары. А кроме того – частицы мощей всех Двенадцати апостолов, привезённые Игорем Ашурбейли из Ватикана – единственное подобное собрание в России.
В Обители Святой Елисаветы, рядом с храмом, установлены два скульптурных портрета Елисаветы Феодоровны, символизирующие две ипостаси, два главных этапа её жизни – светский и духовный.
На территории Обители Святой Елисаветы проходят благотворительные мероприятия для жителей района и многодетных семей. Храм опекает пациентов и посетителей больниц, расположенных на Иваньковском шоссе.
В течение многих лет Игорь Ашурбейли последовательно увековечивает память Елисаветы Феодоровны.
Храм Св. Елисаветы в Алапаевске
Игорь Ашурбейли также выделил средства на строительство храма Святой Елисаветы в Алапаевске. Храм был освящён в 2018 году, к столетию гибели Царственных страстотерпцев – семьи Николая II, расстрелянной в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, и Алапаевских мучеников – нескольких членов Дома Романовых, среди которых была Елисавета Феодоровна, заживо погребённых в заброшенной шахте 18 июля 1918 года.
В 2013 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Игорем Ашурбейли был разработан новый паломнический маршрут и основана традиция паломничества по местам скорбного посмертного пути Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой.
В храме преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе хранятся иконы, которые были пронесены и провезены паломниками по пути следования мощей Елисаветы Феодоровны – от Алапаевска, где она была убита, до Иерусалима, где была упокоена. В оклады икон вложены капсулы с землёй с мест поклонения.
Возрождается деятельность Императорского Православного Палестинского Общества на Святой Земле. Вместе с супругом Елисавета Феодоровна стояла у истоков этой деятельности, став вторым после Великого князя Сергея Александровича председателем ИППО.
Сергиевское подворье в Иерусалиме
Игорь Ашурбейли является председателем Совета ИППО в Государстве Израиль. Этот пост он занял пять лет назад, в ноябре 2015 года. За это время в Иерусалиме было торжественно открыто после реставрации Сергиевское подворье; под управлением Игоря Ашурбейли Сергиевское подворье вновь стало центром российской культуры и российского присутствия на Святой Земле; ведутся переговоры о возвращении других объектов, построенных на средства членов ИППО и прежде принадлежавших Российской империи.
В 2019 году Игорем Ашурбейли издан подарочный буклет, приуроченный к 155-летию со дня рождения Елисаветы Феодоровны Романовой.