Иерусалимский храм Гроба Господня – святая святых мирового христианства, но выглядит скромно: мощёный плитами неприметный глухой двор упирается в высокий прямоугольник серой неоштукатуренной стены, выложенной из шероховатых известняковых блоков, – фасад знаменитого храма.
Храм Гроба Господня не имеет сторон в привычном понимании, является лишь продолжением теснящих строений – колоколен, ветхих жилых домов, – поэтому снаружи составить представление о скрытом внутри сооружения огромном пространстве невозможно.
Входа два, но один замурован камнями, а другой, с тяжёлыми деревянными дверями, которые каждое утро открывает и вечером запирает палестинец-мусульманин. Этот человек – старший сын в той иерусалимской семье, что в XII веке получила от знаменитого султана Саладина (победителя крестоносцев) ключи к величайшей христианской святыне.
Во времена Саладина представители разных конфессий отчаянно боролись за лучшее место в храме, причём особенно по ночам. К храму стекались толпы верующих с факелами в руках, которые шумом и криками пытались выяснять отношения друг с другом. Чтобы положить конец распрям, со времён Саладина и до наших дней священников, живущих в храме, каждую ночь запирают на ключ.
В 1852 году шесть конфессий – православные, католики, сирийцы, армяне, копты и эфиопы – наконец поделили между собой каждый сантиметр храма, подписав под нажимом турецкого султана договор, и с тех пор соблюдают статус-кво.
За обедом владыка Марк напомнил нам, что происхождение слова «паломник» идёт от слова «пальма». Именно с пальмовыми листьями отправлялись в путь паломники. Таким образом, фактически паломники – это те же пальмовники.
Кроме того, паломники не должны забывать ещё об одном значении этого слова: поклонник или поклоняющийся Богу.
И важнейшим качеством для паломника является беззаботливость (именно так. Не беззаботность, а беззаботливость, подчеркнул владыка Марк ). Необходимо отринуть в это время иные заботы и посвятить себя служению и поклонению Господу.
В Абу-Гоше когда-то находился источник и постоялый двор времён Христа. Это так называемый Эммаус (в переводе «тёплые источники») по средневековой версии. Это место прямо упомянуто в Евангелии от Луки (21-я глава). На территории францисканского монастыря расположилась базилика крестоносцев, построенная в XII веке!
Попав за ворота, мы увидели монастырский сад, который всегда является моделью райского сада. Высоченные пальмы, благоухающие цветы, ухоженные дорожки – красота, да и только!
Внутри помещения потрясающая акустика – слова гида было прекрасно слышно. Кроме того, это одно из немногих мест, где сохранились подлинные фрески византийских мастеров этой эпохи. На одной из стен, с правой стороны, отчётливо видно, как было принято изображать разбойников в ту пору – распятыми, со связанными за спиной руками.
Церковь по всем параметрам соответствует главным признакам романского стиля: главное в строении – безопасность. Дом должен быть каменным, без деревянных перекрытий, с тяжёлой верхней частью и толстыми стенами (от 1 до 2 или 3 метров), а также сводчатыми перекрытиями.
Главной особенностью церкви является то, что она стоит на источнике. В нижней части мы увидели крипту. Вода на дне была, хоть и немного, – всё же погода стоит по-настоящему жаркая.
На вопрос, каков же был максимальный уровень воды в крипте, мы получили шутливый, но весьма точный ответ руководителя группы паломников от мирян Игоря Ашурбейли: «В таких случаях обычно говорят: что же вы, берегов не видите?».
Самого же Игоря Рауфовича интересовало, как в крестоносцах таким удачным образом сочетались и бесстрашные воины, и умелые строители.
Оба этих места – Лидду и Абу-Гош – наша паломническая группа посетила впервые.
Паломник Эльшад Казиев фотографирует знак, привлёкший внимание всей группы. Это тафос (в переводе с греческого языка означает могила), где хорошо читается сочетание греческих букв «тау» и «фи».
Справка:
Тафос – гробница, саркофаг, который помещался в Адитуме и использовался для целей посвящения. Адитум – тайная и священная огороженная территория или внутреннее помещение, в которое не позволялось заходить непосвящённому.
Из Екатеринбурга наш путь лежал через Москву в Израиль.
Прибыв в аэропорт Бен-Гурион, мы сразу же направились в город Лидду (или Лод).
В пути наш гид в Израиле Игорь Требельский выдал нам современные средства связи. С такими устройствами мы можем услышать рассказ экскурсовода даже на расстоянии 50 метров от него.
В Лидде мы направились в православный храм великомученика Георгия Победоносца (V век). В XIX веке храм восстанавливался на средства Российской империи. Здесь хранятся святыни: частица мощей святого Георгия Победоносца, кандалы мученика. В этом городе Георгий Победоносец родился, здесь же он и погребён.
Паломническая группа спустилась в крипту с мощами. Здесь, у места погребения, мы пропели тропарь великомученику Георгию. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк , возглавляющий наше путешествие от РПЦ, отметил, что не был на этом месте почти 20 лет.
Погиб великомученик Георгий в 23-летнем возрасте вследствие отсечения головы от тела. Голова эта хранится в Риме, десница – на святой горе Афон, другие частицы – во Франции.
Наверху, у иконостаса, находятся частицы мощей великомученика, который является одним из самых почитаемых святых.
В этом месте мы сделали первый снимок нашей группы на Святой Земле.
В храме хранятся и кандалы святого Георгия. Считается, что на того, кто их наденет, снизойдёт благодать. Таким случаем воспользовались многие члены нашей паломнической группы.
Владыка Марк также отметил символичность того, что путешествие группы, большую часть которой составляют москвичи, началось именно с места, где хранятся мощи Георгия Победоносца, покровителя российской столицы.
А на улице, выйдя из храма, мы рассмотрели некоторые особенности архитектуры крестоносцев, для которой характерны необычные детали. Например, водопроводная труба на храме начинается эффектной головой льва. Но для того, чтобы это увидеть, надо заставить себя поднять голову прямо к палящему солнцу.
Израиль встретил нас жаркой и душной погодой. Так что замерзавшая вчера после крестного хода под Алапаевском Екатерина Познякова сегодня радовалась жаре так же, как и её супруг, паломник Эльшад Казиев, с удовольствием подставлявший лицо солнечным лучам. А вот многие другие путники почему-то поспешили в автобус, оборудованный кондиционером. И вскоре мы уже были в следующей точке пути – местечке Абу-Гош.
Храм был построен в 2000–2003 гг. на месте, где в ночь с 16 июля на 17 июля 1918 года был расстрелян последний российский император Николай II и его семья. Отсюда, ровно день назад, отправился крестный ход до Ганиной Ямы.
Сначала мы отправились в нижний храм.
Мы спели тропарь на месте убиения царской семьи. Увидели фаянсовый иконостас. Приложились к иконе с частицей мощей Серафима Саровского и к иконе Божией Матери «Троеручица», той самой осквернённой святыне, которая была найдена в Ипатьевском доме.
Затем посетили верхний храм. Нас поразил своей высотой купол. Здесь находится икона Царственных Страстотерпцев – самая большая икона в храме.
Наши паломники перед Храмом-на-Крови.
И в завершение посетили маленькую зелёную часовенку справа от храма – часовню Елизаветы. Небольшое деревянное сооружение заставило на миг ощутить тишину и спокойствие посреди шумевшего за окошками миллионного Екатеринбурга.
А когда мы сели в автобус и отправились в дальнейший путь, нас провожал перезвон колоколов – в Храме-на-крови началась служба. И мы сочли это добрым знаком.
Покинув Алапаевск, подаривший нам столько уникальных впечатлений, мы направились в Екатеринбург.
Наш удивительный гид Ирина, много лет сопровождающая наши паломнические туры, пообещала показать нам только два храма города, но каких!
Первым делом мы отправились в Ново-Тихвинский женский монастырь Екатеринбурга. Его главный храм – собор Александра Невского – из тех, которые запоминаются навсегда. Огромное здание поражает своими размерами и величественностью, едва пересекаешь ворота монастыря. Но, как оказалось, это были только цветочки.
Богатое убранство собора заставило нас буквально замереть на пороге. Никакие слова не могут передать всей красоты, которая открылась перед нами.
Благодаря Ирине мы получили благословение на съёмку нескольких кадров (шанс, который даётся не многим), так что мы с радостью делимся ими с вами. Особенностью храма является паникадило, оформленное в афонской традиции. Низко установленные свечи зажигают и раскачивают во время торжественных богослужений. Такое паникадило можно назвать хоросом. Хорос – одноярусное или многоярусное поликандило, каждый ярус которого сделан в форме обода колеса. Хорос символизирует звёзды на тверди небесной и является наиболее древней формой поликандила.
В соборе Александра Невского находятся мощевики-ковчеги в форме металлических ларцов. На фото игумен Исаакий.
Наши паломники на ступенях собора Александра Невского.