4 часа утра. Иерусалим. Наши паломники, немного усталые, но счастливые, после службы в Храме Гроба Господня. Ощущение спокойствия, радости и умиротворения.
А перед службой у нас состоялась ещё одна экскурсия по Храму Гроба Господня. История этих мест столь богата, что и рассказывать , и слушать о ней можно бесконечно.
О том, что руководитель паломнической поездки Игорь Рауфович Ашурбейли обладает не менее широкими познаниями, чем гиды, многие паломники поняли, услышав его рассказ о следах крестоносцев в Храме. Оказалось, что войдя в храм, каждый из воинов-крестоносцев сделал на стене отметину копьём. И чем значительнее было положение воина, тем больше был крест.
Венцом сегодняшнего дня было посещение Горненского монастыря. Здесь нас ждало несколько интересных встреч.
В 1869 году начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) принял решение выкупить участок с двумя домами и плантацией оливковых деревьев в 7 км к юго-западу от Старого города Иерусалима, близ селения Эйн-Карем, которое считается местом рождения Иоанна Предтечи и Встречи Девы Марии с праведной Елизаветой (Лк. 1:39–56). Название Горненский связано с тем, что он находится в местности, которая в евангельские времена называлась нагорней (горней) страной, то есть находящейся на горах.
Владыка Марк 7 лет прожил в Иерусалиме и служил на территории Русской Духовной Миссии, поэтому встреченные нами матушки очень радовались, узнавая его. Все хотели обменяться с ним воспоминаниями, узнать, как он живёт сейчас, и рассказать, как они без него; угостили всех паломников вкуснейшим монастырским квасом и имбирным напитком.
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк в беседе с матушками монастыря и паломниками – отцами Сергием и Исаакием – под перечным деревом (если потереть между пальцами листья этого дерева, можно почувствовать запах перца).
Когда мы вошли в недавно открытый верхний храм монастыря, то услышали молитву.
«У нас сегодня вычитка. Сегодня был большой праздник Казанской Божьей матери», – прошептала нам матушка, завидев незнакомых людей в храме. Открытая, доброжелательная улыбка вместо укоризненного взгляда на щёлкающий затвор фотоаппарата в храме так поразила нас, что не познакомиться было невозможно.
«Игуменья Георгия, – представилась матушка. – Меня назвали в честь Георгия Победоносца, покровителя Москвы». И мы снова подумали о знаках, сопровождающих нас в течение всей поездки.
Оказалось, что игуменью Георгию постриг Патриарх Алексий II, с которым они были знакомы ещё по Пюхтицкому монастырю в Эстонии. А сама она прошла даже блокадный Ленинград: «Я и в морге тогда побывала», – светло улыбаясь, говорила игуменья. Поверить, что Георгии уже 85 лет, невозможно – такую силу, разумность, искренность и мощь она источала. А позже, спустившись в монастырский магазин, наш фотограф Александр Омельянчук снова увидел игуменью Георгию, но... уже на обложке одной из книг.
Место это всем паломникам очень понравилось, там было удивительно тихо и спокойно.
Вечером мы заглянули в Троицкий собор Русской Духовной Миссии, расположенный на площади Москвы. В соборе имеются две особо почитаемые святыни:
– Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Образ ежегодно после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы переносится на три месяца в Горненский женский монастырь, где занимает игуменское место.
– Икона святителя Николая Чудотворца. Образ был подарен Троицкому собору паломниками с парохода «Корнилов». В 1910 году корабль, плывший из Одессы в Яффу, попал в сильную бурю. После молитв пассажиров перед корабельной иконой святителя Николая буря скоро утихла.
Поле Пастухов – это место связано с откровением Ангела Господня пастухам о рождении Христа: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11). Пещера, которая служила пастухам ночлегом в Рождественскую ночь и в которой они похоронены, в настоящее время является криптой церкви православного греческого монастыря Пастухов, являющегося подворьем Лавры святого Саввы Освященного.
В окрестностях мы не встретили других паломников, храм специально для нас открыли и сразу закрыли, после того как мы его покинули. В тишине храме наши паломники пропели тропарь и кондак Рождеству Христову, а потом полюбовались на мозаику IV века.
Далее наш путь лежал в монастырь Святого Феодосия Великого, построенный на месте пещеры, где остановились волхвы после поклонения Богомладенцу.
На территории растёт сразу три сорта винограда.
Храм очень молодой, внутри необычайно красиво – яркая роспись, купол цвета морской волны и каменный иконостас.
Храм расписан акриловыми красками – это наиболее практично в условиях постоянной жары.
На территории монастыря нас ждала ещё одна удивительная встреча – седой монах в сером одеянии вышел к нам навстречу с угощением.
Отец Иерофей рассказал, что ему 88 лет, 41 из них он прожил в этом монастыре, а вообще находится на службе в Патриархии уже 61 год. Он посетовал, что современное человечество отдалилось от Бога, ведёт много войн, поэтому нужна сильная молитва.
С грустью отец Иерофей показал нам камни, которые бросают в монастырь местные люди.
Владыка Марк на ходу перекроил нашу программу, предложив сначала поехать в удивительное место – в Лавру св. Саввы Освященного, крупнейший монастырь Иудейской пустыни, воспитавший сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.
Путь к Лавре идёт через пустыню. Монастырь не пользуется большим вниманием паломников не только из-за её некоторой удалённости от стандартных паломнических маршрутов, но и потому, что на территорию монастыря женщинам вход запрещён.
Женская часть паломнической группы дожидалась мужчин за стенами монастыря. Концентрация силы и спокойствия в этом уединённом месте оказалась столь высока, что впечатлила даже самых молодых участников паломничества. Паломник Павел Загородних признал, что это самое совершенное место, которое он увидел. В свою очередь протоиерей Сергий рассказал, что мощи Саввы сохранились необыкновенно хорошо, но увидев изъеденный палец ноги, он не смог сдержать слёз.
Выйдя из Лавры, мужчины с восторгом рассказывали о красоте и благости этого места и, хотя фотографировать там запрещено, показали фото, сделанные «из-под полы».
Монастырь был основан святым Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 году была учреждена Лавра – монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.
Ещё при жизни основателя были построены церковь святого Николая Мирликийского (491 год) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI века). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведённые при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора.
Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили монахи.
В комплекс храма Рождества Христова входит пещера Избиенных младенцев. Мощи хорошо видны за решётками, скрывающими ниши вдоль стен пещеры. Считается, что здесь находится около 14 тысяч костей младенцев.
Евангелист Матфей повествует во второй главе своего Евангелия о том, что волхвы – мудрецы с Востока, шедшие поклониться рождённому Царю, – вначале пришли в Иерусалим, чтобы узнать у царя Ирода, где должно родиться Спасителю. Ирод, испугавшийся, что потеряет власть, приказывает убить всех новорождённых детей в своей стране, начиная от двух лет и младше. Благочестивыми людьми убиенные младенцы были погребены в одной из пещер Вифлеема. Эти дети стали первыми мучениками за Христа.
В пещере Вифлеемских младенцев находится самый древний сохранившийся престол в Вифлееме (IV век).
Главная святыня Храма Рождества Христова – пещера Рождества Христова, находящаяся под центральным приделом.
Возле южного входа в пещеру (слева от центрального иконостаса в деревянном киоте) находится чудотворная Вифлеемская икона Божией Матери. Образ отличается тем, что Дева Мария на нём улыбается. И мы смогли убедиться в этом сами!
Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом. По молитве перед этой иконой исцелилась от тяжёлой болезни Великая княгиня Елисавета Феодоровна. После икону передали в Вифлеем. Риза её изготовлена из платья преподобномученицы Елисаветы.
История создания Вифлеемской иконы Пресвятой Богородицы:
Евангелист Лука, по преданию, написал три образа подобного типа: Иерусалимский, Царьградский и Эфесский. Наиболее знаменит торжественный Иерусалимский образ Одигитрии. В 463 году он был перенесён в Константинополь. Заступничеством Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы византийские войска отразили нападение скифов. В течение почти трёх веков чудотворная икона оставалась в одном из храмов Византии – Влахернской церкви.
В 988 году икона была принесена в Корсунь и подарена святому равноапостольному князю Владимиру. Вскоре образ Богородицы Одигитрии (в переводе с греческого языка Путеводительницы) стал одним из самых распространённых на Руси.
В наше время Вифлеемская икона очень почитается в Палестине, причём не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира.
Утро началось с Божественной литургии в Храме Рождества Христова в Вифлееме. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк служил её вместе с отцами Исаакием и Сергием . В службе также участвовали греческие монахи, и проходила она на трёх языках – русском, греческом и арабском.
После Литургии Владыка Марк , протоиерей Сергий и игумен Исаакий встретились и побеседовали с греческими монахами, служившими на литургии.
Епископ Феофилакт (на фото справа от Владыки Марка) в течение 17 лет служил в России, так что беседа проходила на русском языке.
Владыка Марк подчеркнул, что служба в Пещере Рождества Христова имеет особенное значение. Это маленькое помещение под амвоном Базилики Рождества Христова, в котором нет иконостаса, тем не менее отмечено печатью особой атмосферы - подлинной близости к Богу.
Именно здесь расположено место рождения Христа, отмеченное серебряной звездой с 14 лучами.
Владыка Феофилакт благословил паломников на продолжение пути.
Монахи пригласили всех наших паломников посмотреть на то, как проходит реставрация купольных фресок. Мы с радостью согласились! Преодолевая один деревянный пролёт лесов за другим, в конце концов мы оказались под самым куполом храма. Дух захватывает и от высоты, и от красоты, и от уникальности момента, ведь нам показали то, что по окончании работ увидеть так близко уже не удастся!
Надо отметить, что ремонт в храме идёт довольно давно. Это очень сложная кропотливая работа! Большую часть финансирования реставрационных работ производит Русская Православная Церковь. Нам несказанно повезло: ради высокого уважаемого гостя Владыки Марка нашим паломникам удалось увидеть уникальные фрески очень близко, специально для нас сняли покров с двух ангелов и позволили рассмотреть мозаичную технику.
Владыка обратил внимание на интересную особенность фресок: смальта (детали мозаики) укреплена под определённым углом, диагонально, благодаря чему свет падает на фреску и преломляется под углом, который перенаправляет его вниз, освещая алтарь сверху вниз.
Пока мы восхищённо осматривали фрески, к нам вышел сам реставратор этого чуда Марчелло Пьяченти . Улыбчивый и по-итальянски общительный Марчелло с удовольствием рассказал о своей работе в храме Рождества Христова, о том, что родился во Флоренции и является реставратором знаменитой галереи Уффици.
Особенно это знакомство было интересно нашим паломникам – Наталье и Сергею Матвеевым – художники смогли обсудить даже профессиональные секреты реставрации, включая используемые средства. А мы в очередной раз возрадовались чудесам, которые творились на нашем паломническом пути.