Дата события: 22 декабря 2015
Махмут Ахметович Гареев – президент Академии военных наук РФ, советский и российский военный деятель, военачальник, генерал армии в отставке, доктор военных и доктор исторических наук, профессор, военный теоретик:
– Центр вооружённой борьбы переходит в космическое пространство. Сегодня уже создана система воздушно-космической обороны. Конечно, при объединении различных родов войск и видов вооружённых сил, у каждого из которых свои правила, традиции, возникает много нерешённых проблем. Но если мы хотим из космического извозчика превратиться в космического воина, как сказал Игорь Рауфович Ашурбейли, то решать эти проблемы необходимо.
Более 20 лет назад, выступая на одной из конференций в США, отец водородной бомбы Эдвард Теллер заявил, что даже если на всей планете забудут о войнах, вопросы космической обороны всё равно не уйдут на второй план. Поскольку существует множество невоенных космических угроз, от которых Земля может погибнуть, если у землян не будет надёжной защиты.
Павел Павлович Кураченко – начальник Главного штаба, первый заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ, генерал-лейтенант:
– Сейчас ведущие государства мира главную ставку делают на завоевание господства в воздушно-космической сфере. Успех войны определяется действиями в воздушном и космическом пространстве. Об этом убедительно свидетельствует опыт военных конфликтов второй половины 20-го и начала 21 века. Действие систем ПВО определяет ход и исход вооружённой борьбы. Так было во Вьетнаме, где успешные действия ПВО вынудили противника отказаться от войны. И, напротив, неэффективные действия ПВО привели к развалу ряда государств – Ирака, Ливии, Югославии. В этих условиях проблема обеспечения безопасности РФ в воздушно-космической сфере становится как никогда актуальной. В интересах её эффективного решения с 1 августа 2015 года, согласно Указу президента РФ, к выполнению поставленных задач приступил сформированный вид Вооружённых Сил – Воздушно-космические силы. Он включает в себя как наступательный, так и оборонительный компоненты.
Это тем более актуально, что в отношении России противник скорее сделает выбор в пользу воздушного нападения, нежели сухопутного. На это указывает ряд факторов: наличие крупных группировок СВН (средств воздушного нападения) иностранных государств в непосредственной близости от границ РФ; большая протяжённость этих границ; удалённые и труднодоступные районы. Опыт войн 20 века и начала 21 столетия убедительно свидетельствует о том, что без современной системы воздушно-космической обороны война будет проиграна. Однако тот же опыт говорит и том, что при пассивной обороне нельзя в принципе рассчитывать на благоприятный исход войны, какой бы эффективной эта оборона ни была.
Решение задач противоборства в воздушно-космической сфере невозможно без создания эффективной системы управления. На данном этапе такая система в России создана. Основные усилия сосредоточены на совершенствовании системы управления ударной компоненты, так как оборонительная компонента у нас и так была достаточно высоко развита.
Юрий Васильевич Гуляев – президент Академии инженерных наук имени А. М. Прохорова, академик РАН, член Президиума РАН, дважды лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ, премии Европейского физического общества, доктор физико-математических наук, профессор:
– Хочу отметить, что наше мероприятие прошло на уровне ведущих мировых конференций, посвящённых вопросам защиты от космических угроз. В докладах выступавших учёных и военных полностью представлено сегодняшнее состояние армии, военной промышленности, научных отраслей, занимающихся этим вопросом.
Даже если на Земле не будет войн, внешняя угроза всё равно останется. Эта угроза исходит из космоса и связана не только с астероидно-кометной опасностью, но и с наличием космического мусора.
На конференции было правильно отмечено, что только сообща, совместными усилиями правительств, министерств и ведомств, научных кругов многих стран мира мы можем обезопасить нашу планету. Как минимум необходимо разработать высокоэффективные системы обнаружения и предупреждения об астероидно-кометной опасности.
Сергей Васильевич Ягольников – начальник ЦНИИ Войск ВКО Минобороны России, генерал-майор:
– Постоянное изменение и совершенствование средств воздушно-космического нападения в странах Запада, безусловно, несёт угрозу национальной безопасности нашей страны. Все вопросы, связанные с парированием этой угрозы, должны быть, прежде всего, направлены на повышение эффективности системы стратегического сдерживания. Это создание системы ВКО в рамках созданных Воздушно-космических сил.
Результаты многочисленных исследований показывают, что для эффективного строительства воздушно-космической обороны необходимо решить ряд технических проблем по созданию основных подсистем ВКО, а именно: системы разведки и предупреждения, системы поражения и подавления, системы управления и системы обеспечения. У каждой из этих систем есть сегодня проблемы. Например, в части разведки и предупреждения у наших военных мало возможностей по обнаружению массированного удара крылатых ракет, по разведывательно-информационному обеспечению охраны госграницы, по обнаружению и сопровождению перспективных СВКН. Но все эти проблемы известны, и у них есть решения. Например, разработка космической системы разведки и предупреждения об ударах СВКН, а также совершенствование средств СККП для достижения необходимых характеристик по точности, оперативности и достоверности выдаваемой информации.
Борис Михайлович Шустов – директор Института астрономии РАН, член-корреспондент РАН, председатель Экспертной группы по космическим угрозам при Совете РАН по космосу, Вице-президент Международного астрономического союза, доктор физико-математических наук, профессор:
– В США уже 17 лет проводится национальная программа, касающаяся предупреждения астероидно-кометной опасности. В ООН с 2001 по 2014 год эта тема постоянно была на повестке дня, по ней работала специальная группа. Но в России этими вопросами почти никто не занимается. Сейчас есть предпосылки налаживания сотрудничества между РАН, Роскосмосом, МЧС, Минобороны, Минобразования. Например, издана книга по стратегии противодействия астероидно-кометной опасности, где собраны опыты и возможные перспективные технологии, которые помогли бы снизить риски и ущерб. Я надеюсь, в России в будущем году заработает средство для обнаружения астероидов, опасных тел на дальних подступах – это 1,6 метровый телескоп Института Солнечно-Земной Физики в Иркутске. Сейчас 99% информации об АКО даётся системами США или их союзников. Мы пока можем гордиться лишь отдельными наблюдениями и открытиями в этой области.