Журнал «Воздушно-космическая сфера» включён в перечень рецензируемых изданий Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Значит, рекомендован для публикаций соискателей учёной степени – аспирантов и докторантов.
О том, какие обязательства накладывает новый статус и что ожидает «ВКС» в будущем, «Военно-промышленному курьеру» рассказал главный редактор журнала Кирилл Плетнер.
– Включение в перечень ВАК говорит о том, что Министерство образования дало вашему журналу высокую оценку именно как научному изданию. Поясните, для чего вам и ВАК это нужно? И какие положительные моменты вы в этом видите?
– Есть перечень журналов по каждой специальности, в которых соискатели кандидатской или докторской степени обязаны публиковать свои статьи. В нашем случае специальность называется «Инновационные технологии в авиакосмической отрасли». Для нас попадание в указанный список – это прежде всего статус. Публикация автором статьи в ваковском журнале – дело непростое. Изданий по выбранной специальности, какую бы вы ни взяли, куда меньше, чем желающих опубликоваться. Так что авторов, причём серьёзных, у нас, конечно, прибавится, но вместе с ними и работы станет больше.
– Ваш журнал всё-таки позиционируется как научно-технический, вы не отказываете себе в удовольствии печатать классные журналистские материалы. Именно это любят и ценят читатели. Нет опасений, что научный крен может засушить «ВКС»?
– Да, для многих слова «научный» и «скучный» – почти синонимы, хотя это не так. Подавая заявку на включение журнала в перечень ВАК, мы уже рисковали – я намеренно оставил значительную «журналистскую» часть: очерки, исторические статьи, эссе. У нас в некотором смысле футуристический журнал, мы часто пишем о будущем, о том, чего ещё нет. И именно учёные выступают со статьями о своих идеях и наработках, которые, может быть, удастся воплотить через годы и десятилетия: о лунных базах, о добыче полезных ископаемых на астероидах, о проблемах утилизации космического мусора, который уже сейчас представляет угрозу для человечества, и о многом другом, что порой воспринимается как фантастика. Не мне судить, но журнал, кажется, получается научно-приключенческий. Читателям это нравится. И тираж журнала, и посещаемость сайта растут.
– Обычно научные журналы рождаются от институтов, вузовских кафедр, которые и определяют вес издания в сообществе. У вас под боком ничего такого нет…
– У нас получилась обратная ситуация – учёные сплотились вокруг журнала, именно он стал точкой притяжения. Во многом это произошло благодаря главному идеологу «ВКС» Игорю Рауфовичу Ашурбейли, он ставил такую задачу. Всё это происходит на одном поле с реализацией других его идей, того же космического государства Асгардия, о котором уже знают все. Журнал сформировал собственную нишу, нам не с кем соревноваться, большинство авиационных и космических изданий в отличие от нас в первую очередь пишут о текущих делах. Я с большим уважением отношусь к коллегам из этих журналов, но не считаю их конкурентами. У нас общее дело – доносить до людей информацию о важных событиях и прорывных технологиях. Но если, скажем, недавно созданный Роскосмосом журнал «Русский космос» – это преимущественно журналистика, мы всё-таки в первую очередь научное издание.
– Вы сказали о футуристичности журнала. Это так противоречит сегодняшней политике, когда решаются лишь какие-то тактические задачи…
– Есть ощущение, что мы сейчас находимся на границе научного прорыва и, получается, взяли на себя выстраивание некой науки будущего. То, что мы уже сделали в освоении космоса, было реализацией старых ресурсов, того, что создавалось ещё во времена Королёва. Сейчас нужны новые идеи и технологии, иное мышление. И мы пытаемся как-то нащупать тропинку в этом направлении. Мечта – найти нового Циолковского, помочь ему воплотить его идеи в металле и выйти на совершенно новый уровень науки.
– Что из готовящегося к публикации в ближайших номерах способно потрясти космическую общественность?
– Через неделю уйдёт в типографию номер со статьёй, в которой рассказывается о двигателе, основанном на новых физических принципах. Разработчики уверяют, что он позволит долететь до Марса за 42 часа.
– А как тогда затормозить у Марса?
– Это отдельная проблема. Мы обязательно попросим разработчиков рассказать и об этом.
Беседовал Алексей Песков
Опубликовано в газете
«Военно-промышленный курьер» № 8 (771) за 5 марта 2019 года