Ксения Орлова находится в изоляции в гермообъекте, а Виктория Кириченко раз в неделю проводит сутки в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП как дежурный врач.
Асгардия сосредоточена на исследовании женского здоровья под влиянием факторов космического полёта – это её вклад в развитие космической эмбриологии и шаг к главной цели – рождению первого ребёнка в космосе. Поэтому первые испытатели Асгардии – девушки, молодые врачи и учёные Виктория Кириченко и Ксения Орлова.
В 2022 году Виктория Кириченко была награждена Грамотой Главы Нации за научно-исследовательскую работу в составе экипажа эксперимента SIRIUS-21. Об этом награждении даже был выпущен специальный Указ № 61.
Сейчас весна 2024 года, в Наземном экспериментальном комплексе (НЭК) ИМБП РАН проходит годовой изоляционный эксперимент SIRIUS-23. Резидент Асгардии врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова находится в изоляции уже более ста суток. А у Виктории теперь другая роль: она дежурный врач, следящий за состоянием здоровья испытателей из пункта наблюдения НЭКа. Ну примерно как врач, который дежурит в ЦУП, наблюдая за космонавтами на орбите.
Мы спросили у Вики, каково было вернуться в эксперимент в новом качестве, оказаться «по другую сторону», видеть по камерам наблюдения испытателей в гермообъекте и вспоминать собственные восемь месяцев изоляции:
«Первая мысль: как хорошо, что моя изоляция закончилась. Как здорово, что это было! – вторая, – говорит Виктория Кириченко. – Обеспечение такого сложного эксперимента, как SIRIUS, требует огромных ресурсов. Проект сложен в исполнении, причём как внутри, так и снаружи.
На протяжении всего проекта организаторы держат руку на пульсе, чтобы в нужный момент решить возникшую проблему. Дежурная бригада наблюдает за проектом 24 часа, 7 дней в неделю. Круглосуточно с наземного пункта четыре человека следят за безопасностью экипажа и состоянием инженерно-технических систем. …
Я прихожу сюда (в НЭК) примерно раз в неделю. Каждый раз, когда я смотрю на мониторы, думаю о том, как сложно им внутри. И, конечно, провожу параллели: как нынешний экипаж справляется с трудностями изоляции и как справлялись мы. Сравниваю научные программы и выбранный способ проведения досуга.
Иногда меня посещают флешбэки и я воскрешаю в памяти различные сцены моего изоляционного бытия. Бывало разное: смех и слёзы, споры, ссоры и бесценные минуты радости. Но, несмотря ни на что, вспоминаю это время исключительно с любовью и благодарностью. Мы до сих пор поддерживаем связь. Да и вообще, мне нравится приходить в НЭК. Чувствую это пространство как свой дом».
10 марта, когда руководитель проекта SIRIUS рассказывал в Парламенте Асгардии про самые сложные испытания для добровольцев из SIRIUS-23, для Ксении шли 117-е сутки изоляции, а у Виктории как раз была очередная смена в НЭКе…