Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
18:00 / 11 июля 2024
Одни дома. Что плохого в эгоизме - выводы, сделанные в космическом эксперименте
18:00 / 11 июля 2024
Пока большая часть экипажа SIRIUS-23 на ВКД превратилась в «лунный десант», для оставшихся в орбитальном модуле Наземного экспериментального комплекса настаёт время для творчества и подготовки сюрпризов к возвращению коллег. Таковы давние традиции «Сириуса». Но и научные методики никто не отменял. Двое в изоляции от всего мира – об этом очередная запись в дневнике резидента Асгардии Ксении Орловой.

128-е сутки изоляции. Запись от 21.03.24 г.

Шёл третий день, когда мы с Ликой (бортинженер Анжелика Парфёнова) находились одни в орбитальном модуле, пока другие на ВКД. Уже завтра они возвращаются, а ещё предстояло сделать столько всего в их отсутствие. Сейчас как раз идеальная обстановка, чтобы незаметно подготовиться к грядущим праздникам, заготовить сюрпризы.

Скоро день рождения командира. Обговорили, что можем придумать для него уже сейчас. Лика на себя взяла 3D-принтер и его возможности – как наиболее интересную задачу для бортинженера. Решили напечатать фигурку ракеты для торта, как это делал Юра (командир экипажа Юрий Чеботарёв) для других.

Через личные контакты Лике прислали схемы. Первая печать была пробной. Стало понятно, что самим проектировать в программе адресную надпись по примеру командира для нас слишком долго, а времени уже почти не оставалось. Поэтому решили сделать проще и в то же время оригинальнее. Я подобрала шрифт в славянском стиле, который нравился Юре, распечатала на бумаге надпись, наклеила с двух сторон картонки и прикрепила к новой апельсиновой палочке для маникюра. Останется только перед подачей торта закрепить на нём самодельный топпер.

Распечатала картинки, которыми потом украсим интерьер. Но предстояла ещё одна миссия: подарки. У меня они были заготовлены до изоляции, но на мой день рождения Юра преподнёс мне несколько вариантов наборов для творчества! Мне показалась интересной задумка трансформировать подаренный ресурс в результат и вручить дарителю. В промежутках между методиками этим и занялась.

Никогда не пробовала валять из шерсти, но всегда было интересно попробовать, этот вид рукоделия входит в список тех, которые хочу освоить. Изоляция в этих планах помогает. Вот не так давно впервые в жизни сплела фигурку пчёлки из бисера (набор подарила мне наш куратор Таня Журавлёва на 8 Марта).

Юра же вручил мне на день рождения набор с материалами для собачки из шерсти. Валяние по факту оказалось непростым и достаточно травмоопасным занятием: 10-сантиметровой толстой иглой с зазубринами надо было часто протыкать комок шерсти, пока он не уплотнится, а дальше уже придавать ему нужную форму.

Для защиты пальцев мне пришлось использовать резиновые напальчники для гитары, тоже, кстати, подаренные Юрой. Когда методика была освоена, я решила не следовать заданному инструкцией периметру, а сделала собачку более оригинальной, изменив её положение, мордочку, добавив пятна на тельце, чтобы она больше напоминала ту, которая ждёт Юру дома.

Дальше я хотела сделать что-то с помощью подаренного мини-мольберта. Мне очень нравятся подобные миниатюрные вещи – трудно объяснить почему. Но надо было решить, что именно рисовать. Цепляться за сюжеты по предпочтениям, список которых я собрала с ребят ещё до изоляции, мне уже не хотелось. Нужно было что-то новое, что радовало бы глаз в предстоящие месяцы нашей миссии.

По традиции, начатой с меня, некоторые из членов экипажа обменивались цифровыми подарками. Я тщательно прошерстила все свои жёсткие диски в поисках фильмов, картинок, музыки, видео, которые могли бы понравиться коллегам. И попросила предоставить мне компьютер, чтобы перекачать всё туда.

Идею подхватили Юра и Лика. В мой день рождения Юра скинул мне папку с большим количеством обоев с природой для рабочего стола. Должна признаться, что была этому несказанно рада, так как у самой подобных картинок не было, а к этому периоду уже появилась острая необходимость лицезреть хотя бы изображения пейзажей.

Среди тех Юриных картинок было довольно много с каплями дождя на траве – командир говорил, что ему очень нравятся такие фотографии. Я задумалась: может, нарисовать что-то из того, что он мне скинул? Ведь альбом собран из его предпочтений. Но в итоге всё-таки решила найти что-то другое на эту тему. 

И тут вспомнила, что на старом жёстком диске, где-то года с 2010-го, у меня хранится множество фотоэкспериментов, сделанных на даче, среди них и кадры с каплями дождя. И я действительно их нашла. Наконец-то они пригодились! Выбрала один, где крупным планом была заснята игра воды и солнца на длинных листьях ирисов с фоном из фиолетовых флоксов.

Для удобства распечатала фото, взяла акварельные краски и кисти, которые любезно прислала психологическая поддержка в ответ на нашу просьбу. Последний раз я рисовала акварелью примерно 16 лет назад. Но изоляция позволяет вспомнить давно забытое, что приносило радость в прошлом. Это ещё одна причина, за что её можно полюбить.

Когда акварельная основа была готова и мини-холст высох, добавила композиции яркости и блеска с помощью цветных гелевых ручек с металлическим переливом и блёстками. Когда знаком с классическими техниками, интересно их «смешивать».

После изготовления подарков решила провести фотосессию для нас с Ликой, связанную с темой хобби. Сняла её играющей на укулеле. А для себя наконец-то сфотографировала всё, что к этому моменту успела создать в изоляции и что украшало мою каюту. Лика, в свою очередь, сделала пару кадров со мной – как я занимаюсь творчеством.

Из методик выполнили нейроигры на запоминание слов и быстроту реакции. Так как Ксюша (исследователь Ксения Шишенина) сейчас была на ВКД, то задача по подготовке всего необходимого для сбора суточной мочи перешла на время ко мне. Нужно было подписать контейнеры и засыпать в некоторые из них специальный реагент-консервант. Не забывали и про обеспечение связи «десант – земля».

Также нам предстояло провести друг для друга тестирование с помощью технологии «Навигатор здоровья». Эта система позволяет оценить кардиореспираторные возможности человека, состояние нервной и мышечной систем. Технология разработана в ИМБП и активно применяется для мониторинга здоровья школьников и студентов в госучреждениях. По научной программе методика проводилась один раз до изоляции, один раз в процессе изоляции и предстоит ещё после окончания эксперимента для сравнения показателей.

Большую часть тестирования мы выполнили на прошлой неделе (измерение роста и веса, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная ёмкость лёгких посредством спирометра, гипоксическая проба Штанге с задержкой дыхания, тест на зрительно-двигательную реакцию с ловлей цилиндрической линейки, тест на гибкость позвоночника, тест на координацию движений с ловлей теннисного мяча каждой рукой, отжимания от пола на время, пресс на время). Сейчас постановщики попросили повторить некоторые этапы для уточнения показателей, а именно: тест Руфье и степ-тест.

Функционально-нагрузочный тест Руфье состоит из 30 приседаний за 45 секунд под звуковой ритмолидер (аудиозапись с голосом, которая ведёт синхронизированный отсчёт), далее – измерение ЧСС сразу после окончания, через одну минуту покоя. Числа вносятся в программу на компьютере.

Степ-тест представляет собой подъёмы и спуски под ритмолидер на специальные степ-платформы: низкую – 15 см для девушек и 20 см для парней, высокую – 30 см для девушек и 35 см для парней. Три минуты на первую и три минуты на вторую. Также необходимо отслеживать и фиксировать ЧСС трижды: во время перехода с одной платформы на другую, после шести минут «нашагивания» и спустя минуту после отдыха в положении стоя. Степ-тест самый непростой из всех в плане кардионагрузки, так как нужно чётко следовать синхронизации с ритмолидером.

Когда выполняем весь комплекс, получается достаточно длительное и физически тяжёлое испытание. Мне хуже всего удаётся ловля одной рукой на расстоянии двух метров отскакивающих от стены мячей. Какой рукой бросил, такой и нужно поймать, при этом не засчитывается, если прижал мяч к себе.

А самым интересным кажется тест на зрительно-двигательную реакцию: нужно быстро среагировать и поймать падающую в воздухе линейку как можно раньше. Даётся три попытки и засчитывается лучшая.

Здорово, что после введения всех данных в программу можно сразу посмотреть характеристику своего физического состояния по многим параметрам. Когда мы объективно видим результат своей деятельности, понимаем, над чем можно работать и что улучшить, это даёт стимул к дальнейшей работе или тренировкам.

Выполнив задачу, мы сделали друг для друга фотоотчёт по данной методике, который я потом отправила нашей пресс-службе и постановщикам.

Ещё оставалось время, чтобы поразмыслить над тем, чем будем встречать экипаж с Луны. Мы, к сожалению, ограничены в выборе продуктов и не столь искусны в кулинарии, как, например, наша Оля (исследователь Ольга Мастицкая), но можем сделать что-то на свой лад. Лика изобрела свой вариант печенья кукис с шоколадом в хлебопечке без использования яиц, заменив их при замешивании теста на яблочное повидло. Проба показала, что это невероятно вкусно, так что Лика утром сделает свежие тёплые печеньки для встречи экипажа.

Я же вернулась к своему декабрьскому изоляционному рецепту – орехи и изюм в шоколаде, решив его немного дополнить, модернизировать и сделать полноценные конфеты.

Использовала фольгу из-под шоколада «Алёнка», которую тщательно собирала. Задействовала около 100 однограммовых мини-пакетиков пудры тёмного шоколада, заготовленного для нашего кофе. Растворяла его с помощью воды и микроволновки. На каждый квадратик фольги выкладывала аккуратно горкой покрытые глазурью фундук, миндаль, кешью и три изюминки, заливала сверху дополнительным слоем шоколада.

В некоторые «конфеты» добавила для эксперимента и аромата сухой фисташковый соус, который передали Анжелике из дома. Всё это поставила в холодильник застывать. Для подачи использовала деревянный сундучок из-под чая с эмблемой SIRIUS и ИМБП, который нам подарили на Новый год коллеги из института. В него вложила конвертиками конфеты.

В последнюю ночь нашего мини-отпуска, как мы назвали этот период с Ликой, она решила для разнообразия сменить место ночёвки: перенесла всё необходимое и плед в кают-компанию, обустроив себе на один вечер уютное гнёздышко на ковре. Мне показалось это очень классной идеей, ведь разнообразия и смены мест у нас, действительно, почти не бывает. Но в то же время сама предпочитаю уют и комфорт своей каюты.

В этот раз, когда коллеги ушли на ВКД, поначалу я испытывала восторг «свободы». Хочешь – сиди здесь, хочешь – там. Да что хочешь, то и делай (в рамках дозволенного, конечно). Наши с Анжеликой интересы не конкурировали, и нам очень даже комфортно было рядом, мы друг другу не мешали.

К сожалению, в изоляции есть такая трудность: каждый со временем находит своё место, где ему нравится и удобно работать. При этом не спрашивая мнения остальных. Так и получилось: один «монополизировал», расположив там свои личные вещи, стол в спортзале, другой – в кают-компании, третий выбрал медмодуль, четвёртый – стол в кухне.

Я так воспитана, что не буду претендовать на чью-то территорию и «отвоёвывать» место под солнцем. А в каюте за крохотным столом или на кровати не всегда удобно. Поэтому я попыталась занять «островок» в радиорубке. Там тепло, изолированно от всех и есть стол. И вроде я никому не мешаю. Но человеку, привыкшему к просторным поверхностям, где всегда всё разложено так, как ему удобно, приспособиться к новым условиям непросто.

В период ВКД я действительно почувствовала себя счастливой, когда смогла разместить всё необходимое на большом кухонном столе и при этом не наблюдать постоянно снующих мимо людей. Лика не возражала, а перед приёмом пищи я исправно всё убирала, не унося далеко. В то же время Анжелика заняла кают-компанию и тоже вполне комфортно себя ощущала, а мне там делать было нечего.

Когда кратковременная эйфория от ощущения, что ты почти в домашней атмосфере, стала исчезать, пришло осознание кое-чего важного.

Живя один, ты будто создаёшь культ себя, достигаешь верха эгоизма. Обустраиваешь всё, как тебе комфортно, делаешь то, что только тебе нравится, и радуешься этому. Но люди – социальные существа, и если мы живём не для других, а только для себя, то ради чего тогда вообще это всё?

Перед кем ты будешь демонстрировать свои таланты? Кому  будешь рассказывать, какой ты классный? Для кого будешь делать себя лучше? Если нет людей рядом, то не с кем даже поделиться. Ты покупаешь себе вкусности и ешь их сам, ни в чём себя не ограничивая. Хотя гораздо больше пользы получишь, если съешь только часть, а остальное разделишь с окружающими. И себя не пересытишь и другим сделаешь приятно – разве это сравнится с теми минутами мнимой радости, когда ты ешь всё сам, ни в чём себя не ограничивая?

Тебе кажется, что жить одному лучше, потому что никто не стоит над душой и не указывает тебе, что делать. Но если не люди вокруг, то кто будет индикатором, мерилом того, что и как ты делаешь? Ведь только окружающие могут специально или непреднамеренно указать на твои ошибки, на проблемы, с которыми, возможно, стоит поработать. А если ты в вакууме имени себя, то эти самые ошибки будут лишь умножаться вплоть до точки невозврата, когда исправить уже будет ничего нельзя или крайне сложно.

СПРАВКА:
 
Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов. 
 
Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.
 
Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.
Ещё материалы по теме Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции:
 
 
 
1 5534