173-е сутки изоляции. Запись от 5.05.24 г.
Пасхальное утро для меня началось рано, со сбора слюны и методики «Термогомеостаз». Ксюша (исследователь Ксения Шишенина) пришла в мою каюту с ноутбуком. Мне нужно было находиться в кровати для измерения температуры на разных участках тела и для крепления датчиков. Сегодня она проводит эту методику для меня и Рустама (исследователь Рустам Зарипов). Сбор слюны для оценки уровня гормона стресса кортизола – каждые 2 часа, поэтому заранее настроила будильник. Встав, пошла на видеозапись – в течение минуты тепловизионной камерой снимается твоё лицо.
Завтрак был праздничным. Мы «при параде». Накануне вечером украсили кухню: повесили гирлянду, разложили салфетки, встроили в общую композицию расписанные и декорированные нами деревянные пасхальные яйца. Предварительно сфотографировала наши работы для поздравительных открыток близким.
Ребята приготовили хлеб с изюмом. Покрыли его сверху шоколадной глазурью из растопленной «Алёнки». У Лики (бортинженер Анжелика Парфёнова) были припрятаны сахарные украшения для тортов, в итоге получился очень даже красивый изоляционный кулич. Обменялись поздравлениями и символичными подарками. После завтрака заполняю дополнительную анкету по питанию для методики «Основной обмен», которая будет у меня в ближайшие дни.
Потом мы с Олей (исследователь Ольга Мастицкая) решили приготовить творожную пасху. Запасы творога у нас на складе иссякли, но несколько пачек были сохранены специально для этого дня.
Каждая из нас готовила свой вариант, так как изначально было непонятно, в каких пропорциях и какие сублимированные продукты надо замешать, и получится ли вообще такой пасхе придать устойчивую треугольную форму.
В своей тарелке я замешивала сублимированный творог, масло, сахар с прохладной водой и, когда получилось слишком водянисто, загущала порошкообразной простоквашей. Попросили Юру (командир экипажа Юрий Чеботарёв) нарезать нам изюм и цукаты. Оля сделала свой вариант, только с кусочками цукатов из папайи, я добавляла, помимо них, ещё и изюм, но меньше сахара.
С формами тоже решили по-разному: Ксюша подсказала Оле в кружку положить целлофановый пакет и уже в него творог. Между пакетом и стенкой чашки Ксюша вложила вырезанные ею из картона буквы «ХВ», чтобы отпечаталось при застывании. Я же использовала треугольную форму, которую командир распечатал предварительно на 3D-принтере.
После творческого кулинарного процесса отправили обе пасхи в холодильник застывать до обеда. И я пошла на методику по исследованию микроциркуляции с функциональными пробами, которую мне проводил Рустам, затем снова видео лица в течение минуты.
Пока я была на методике, Оля с Ксюшей сделали праздничные салаты. Так что обед получился ярким и разнообразным, а к чаю Оля вынесла свой вариант творожной пасхи. «Интрига» во время переворачивания чашки на тарелку, извлечение из пакета и – о, чудо! – масса действительно хорошо застыла, даже буквы «ХВ» пропечатались. Получился интересный десерт, вполне даже каноничный, согласно традициям. Договорились, что свой вариант я достану к ужину.
Вне методик каждый посвятил время своим занятиям, у половины экипажа был душ. Я в свою очередь отсмотрела и подготовила к отправке праздничные фото и видео. С завтрашнего дня начинается «Неделя из жизни испытателя Ольги Мастицкой». Вчера мы проводили на эту тему собрание с Олей и Рустамом. Решили попробовать новый формат съёмок: с двумя операторами. Это позволит материал сделать разнообразнее, и в то же время мы подстраховываем друг друга: пока один занят по циклограмме, второй может отснять с испытателем какой-то сюжет.
Моя пасха, которую я достала к чаю после ужина, не сильно отличалась от Олиной. Она тоже хорошо застыла. Вкус получился чуть более насыщенным благодаря изюму.
Перед сном заключительный этап по исследованию термогомеостаза – «самый длинный в мире опросник», как мы в шутку его называем, на оценку потоотделения. Состоит всего из одного вопроса. Нужно отметить вариант своих ощущений в течение дня.
Запись видео лица – одна минута. Потом десять минут в кровати с открытыми участками кожи – и Ксюша проводит мне измерения с датчиками. Температура измеряется по принципу «оболочка-ядро», где «оболочка» – температура на коже лба и руки, а «ядро» – внутриушная температура, которая немного выше обычной. Благодаря этому исследованию постановщики хотят оценить развитие десинхроноза по температурным градиентам в утреннее и вечернее время, а полученные результаты преобразовать в математическую модель терморегуляции человека.
После этого можно было проваливаться в сон.
СПРАВКА:Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов.
Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.
Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.
Ещё материалы по теме Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции:
Космическая диета. Главный ингредиент – осознанность
Традиции экипажа SIRIUS-23 для борьбы с монотонностью изоляции и стрессом
3 упражнения на выносливость и гибкость от космического испытателя Асгардии Ксении Орловой
Одни дома. Что плохого в эгоизме - выводы, сделанные в космическом эксперименте