Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
15:23 / 6 августа 2024
Новая космическая правовая экосистема
15:23 / 6 августа 2024
Одна из целей Асгардии, озвученная Игорем Ашурбейли ещё 12 октября 2016 года, в день создания первого в мире Космического Государства, – совершенствование международного космического права. Существующие нормы устарели, учитывая, в том числе, коммерциализацию космоса. На эту тему рассуждает министр юстиции Асгардии, специалист по международному праву Марк Бир.
Визуализация Асгардии. James V
Визуализация Асгардии. James V

Об авторе

Марк Бир – британский юрист, выпускник Оксфордского университета, соучредитель Seven Pillars Law, председатель The Metis Institute и соучредитель Лаборатории разрешения споров в области глубоких технологий Оксфордского университета. Является председателем Совета попечителей Global Legal Action Network. Ранее являлся президентом Международной ассоциации по администрированию судов.

Марк Бир познакомился с идеями Космической Нации в 2017 году на Всемирном экономическом форуме. В 2021 году его назначили министром юстиции Асгардии. Он является главным разработчиком Закона Асгардии о децентрализованных автономных организациях (ДАО), принятого Парламентом в 2023 году.

***

Чем больше я размышляю о концепции национального государства с чётко определёнными границами, ограничениями и барьерами для перемещения людей и товаров, тем больше я сомневаюсь, является ли это эффективной структурой в современном мире, который постепенно преобразуется в цифровую форму.

Существуют некоторые разногласия относительно времени появления нынешней формы государства. Одни утверждают, что это произошло в результате Вестфальского договора 1648 года, другие – что это случилось позже. Однако очевидно, что концепция «государства» существует менее 0,1 процента времени от трёхсот тысяч лет истории Homo Sapiens.

Нет сомнений, что современная форма государства оказалась полезной для развитии цивилизации, в некотором роде помогла людям с самоидентификацией, способствовала появлению у них сознания «идентичности» и «принадлежности». Но тот же фактор является источником трений на протяжении всей истории.

Экстерриториальная юрисдикция

Меня всё более интересовала идея экстерриториальной юрисдикции – государства, построенного за пределами классической модели границ, рубежей и барьеров. Именно это и привело меня в Асгардию. 

В то время как одни по-прежнему остаются скептиками в этом вопросе, последний всплеск активности в космической сфере в сочетании с деглобализацией мировой экономики и необходимостью объединённых действий в ответ на такие проблемы, как пандемии, заставил других вновь задуматься над тем, как можно усовершенствовать существующую модель национального государства.

Наглядным примером может служить необходимость коллективно решать проблему изменения климата. Национальные политики государств только препятствуют этому. Мало кто согласится с тем, что существующая система демонстрирует тут оптимальный результат.

Похожая проблема возникает и с управлением космическим пространством, которому требуется скорее глобальный, чем погосударственный подход.

2020 год стал исторически значимым для человечества во многих направлениях, а для космического сообщества ознаменовался первым управляемым запуском космического аппарата, построенного и принадлежащего неправительственной организации: пришло время «космического туризма». Такой  акцент на коммерциализацию космоса и возможности, которые она предоставляет, заставил меня задуматься о законах, применимых в космическом пространстве.

Многие правительства подписали Договор ООН о космосе (ДКП) в 1967 году, но ДКП регулирует исключительно деятельность правительств, а не частных компаний. Пять десятилетий назад мысль о частной компании, не говоря уже о нескольких компаниях, которые отправятся в космос и попытаются построить поселения на Луне или Марсе, казалась невероятной! Тем не менее сегодня это уже не фантастика.

Как свидетельствует ограниченное принятие «Соглашения Артемиды» НАСА (см. ROOM № 2 (28) 2021), добиться всеобщего признания законов, связанных с космосом, уже не так просто, как в 1967 году. Я подозреваю, что это отчасти связано с геополитикой, а отчасти – с возросшими коммерческими возможностями в космосе.

В настоящее время бизнес «космос-Земля» оценивается в $358 млрд в год, при этом Morgan Stanley прогнозирует увеличение этого показателя до $1 трлн к 2040 году, который не так уж далёк. Большая часть этого роста придётся на бизнес «космос-космос», но и у него не будет пути к процветанию без экосистемы, защищающей инвесторов и инвестиции.

 
Итак, Асгардии предоставляется возможность (это не предложение занять исключительное положение) разработать законы, правила и соглашения, которые решают означенные вопросы, и предложить их частному предпринимательству для большей определённости действий при исследованиях и коммерциализации космического пространства.

Если навскидку предположить, что существующие страны утвердят и примут такие законы и правила, о чём недавно высказывался Верховный судья Асгардии Юн Чжау, возможно, Асгардия сможет взять на себя инициативу в формировании коммерческого консорциума с миссией представлять, возглавлять и обслуживать космическую отрасль. Подобное намерение может заложить основу альтернативы IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) для космоса, устанавливая мировые стандарты безопасности, надёжности, эффективности и устойчивости в космическом пространстве.

Представители США, Австралии, Канады, Японии, Люксембурга, Италии, ОАЭ и Великобритании подписали международное соглашение на IAC в октябре 2020 года
 

Суды будущего

Форум Courts of the Future (Суды будущего) был учреждён в Дубае в 2017 году с целью помочь законодателям и правовым системам приспособиться к ускоряющемуся росту технологий путём разработки новых механизмов разрешения споров. Более конкретную инициативу Courts of Space (Суды в космосе) запустили в феврале 2021 года.

Я работал над учреждением Форума Courts of the Future, осознав, что судам будущего придётся иметь дело с гораздо более сложными и запутанными вопросами, чем сейчас. Если барьеры, границы и тарифы продолжат расти, бизнес преобразуется в цифровую форму, поскольку цифровой мир предлагает способ избежать «хитросплетений» физических сухопутных и морских границ.

Единственный эффективный способ по-настоящему перейти на цифру – это поместить контрактную сеть в цифровое пространство, что приведёт к росту использования интерактивных контрактов, допускающих саморегулирование.

Контракт подтверждает правильность входных данных и не требует человеческого вмешательства, что делает торговлю более эффективной. Такие интерактивные контракты, как правило, строятся на децентрализованных реестрах, зачастую называемых блокчейном.

Такой подход поднимает вопрос сферы компетенции судов, как и в случае с коммерческими космическими путешествиями, описанном выше. Если тенденция к использованию цифровой коммерции и внедрению интерактивных контрактов на децентрализованном блокчейне сохранится, какие суды будут решать связанные с ними вопросы?

Традиционная национальная судебная система, возможно, готова вынести решение по спору в рамках интерактивного контракта, но какова вероятность, что это решение будет иметь законную силу? Имеет ли суд полномочия перепрограммировать интерактивный контракт? Если интерактивный контракт существует, скажем, на 2000 узлах в 50 странах, суд или арбитражный центр может вынести любое решение, которое потребуется, но это решение вряд ли будет обеспечено правовой санкцией, потому что решение или постановление не будут обязательными для большинства узлов.

Иными словами, даже если мы сможем определить суд с требующейся сферой компетенций, ни один земной суд не имеет полномочий для исполнения этого решения.

Министерство юстиции

Думаю, что моя первоочередная задача как министра юстиции – слушать. Роль министерства – служить обществу, а не наоборот, и чтобы служить нашему обществу, нужно услышать, в чём оно нуждается. Поэтому я слушаю членов Парламента Асгардии (AMP), других министров и председателей Парламентских комитетов, выясняю их потребности и ожидания в отношении Министерства юстиции.

Второй момент – объединить выдающихся людей. Министерство запустило серию вебинаров, посвящённых сложным вопросам, связанным с нашей окружающей средой и космосом в целом. Мы представляем спикеров как из Асгардии, так и из-за её пределов. Это важно, поскольку должна быть перспектива и плодотворные дебаты, некий баланс точек зрения.

Также важно, чтобы у Министерства был консультативный совет, чтобы, в надежде получить всеобъемлющий взгляд на проблемы, внимательно выслушивать его членов – как тех, кто поддерживает наши цели, так и тех, кто, возможно, настроен более скептически. Я надеюсь, что вместе эти замечательные люди смогут наметить путь вперёд.

Третий момент – поддержка других министерств. Важно понимать их цели и определять способы, которыми Министерство юстиции сможет оказать им эффективную поддержку.

Как уже упоминалось выше, я считаю, что интерактивные контракты должны иметь сферы компетенции. Мир взывает о наболевшем, поскольку цифровая экономика продолжает расти. Проект Aragon (децентрализованная организация) предпринял попытку создать такую правовую юрисдикцию на блокчейне, собрав 24 миллиона долларов США в течение 15 минут после своего объявления.

Но где разместить суд блокчейна или интерактивных контрактов? Возможно, Асгардия будет отличной нейтральной территорией. Причина, по которой это имеет смысл для Асгардии, заключается в том, что исполнение решений, касающихся интерактивных контрактов, может осуществляться напрямую, без необходимости полагаться на судебные системы других стран. Если такой суд будет сформирован, нам понадобятся юристы, которые смогут оказать подобную поддержку, и я думаю, что Министерство должно создать реестр юристов, способных работать в Асгардии.

 
В свою очередь, мы должны стремиться предложить идеальную платформу для установления онлайн-способа решения проблем, которая будет открытой для использования всем миром. Уже существуют невероятные онлайн-платформы для разрешения споров, и, принимая их за основу, я надеюсь создать систему, которая будет основана на принципе, что проблемы можно решить без необходимости столкновения, –систему, которая, по сути, не является состязательной и конфликтной.

Четыре столпа: децентрализация, перевод экономики в цифровой формат, онлайн-разрешение споров и цифровые валюты имеют решающее значение для создания стабильной, устойчивой и безопасной среды для Асгардии, её граждан и резидентов.

Министерство юстиции обязано гарантировать наличие системы, в которой безопасность является основной ценностью. Если система безопасная, люди будут готовы инвестировать и вести через неё бизнес с Асгардией.

В конце концов, всё сводится к доверию – доверию к системе, к процессу и к концепции развития. Роль правосудия заключается в создании среды, в которой асгардианцы и инвесторы одинаково уверены и открыты. Таким образом, роль Министерства заключается в том, чтобы Асгардия стала безопасным, надёжным и заслуживающим доверия обществом.

 
Я считаю, что Асгардия добьётся успеха в достижении этой цели посредством сотрудничества с другими странами и организациями. Нам необходимо наладить связи с разными юрисдикциями, поделиться нашей философией и продемонстрировать нашу надёжность. Другие должны понимать наше видение и причины, лежащие в основе наших целей.

Роль технологий

Можно привести такой аргумент (на мой взгляд, он имеет основания): правовая система представляет собой монополию, предоставленную юристам государством. В обмен на эту монополию юристы обязуются поддерживать и отстаивать правовую систему и своё сообщество.

«Монополия» подобного рода всё ещё существует во многих странах, что замедляет развитие «юридических технологий» для поддержки судебных разбирательств, но реальность такова, что искусственный интеллект (ИИ) уже бывает эффективнее людского. Он лучше и быстрее рассматривает контракты, чем опытные юристы, и в некоторых случаях он на 41 процент точнее, чем решения судей.

К сожалению, 84 процента людей, у которых есть серьёзная юридическая проблема, не хотят обращаться к юристу, поскольку считают, что это дорого и может излишне усложнить ситуацию. 95 процентов людей с серьёзной юридической проблемой не хотят идти в суд, считая, что это удел богатых и влиятельных. Эта тема не нова ни для одной страны, просто их правовые системы несовершенны.

Поэтому значительная часть общества приветствовала бы внедрение инструментов на основе ИИ, чтобы решить свои проблемы за небольшие деньги или бесплатно. Я знаю наперёд: мы увидим, как технологии, во-первых, упрощают доступ к правосудию, а во-вторых, повышают эффективность юридической практики в целом.

Предстоит проделать большую работу. Асгардия в состоянии возглавить процесс принятия и внедрения LawTech (решения, услуги и технологии, которые упрощают доступ к разрешению юридических вопросов) на должном уровне.

В настоящее время усилия Асгардии направлены на создание эффективной экосистемы. Как нам осуществить успешный переход от существующей «эгосистемы» к экосистеме, к которой стремится наша Космическая Нация? Нам нужно перейти от отдельных судов и арбитражных центров по всему миру, заявляющих о том, что они «лучшие», к судам и арбитражным центрам, которые сотрудничают в деле разработки глобальных высоких стандартов и сети взаимодействия.

По отношению к асгардианцам наше министерство пока будет оставаться в режиме слушателя. Как только мы разработаем список приоритетов асгардианского сообщества, мы двинемся вперёд к их реализации. Здесь поддержка всех асгардианцев будет востребованной и ценной. Когда мы разработаем определённые услуги мирового класса, они должны быть доступны асгардианцам на льготных условиях.

Мы предоставим платформы и возможности для людей, заинтересованных в правосудии и вообще в правовой системе, независимо от того, являются ли они юристами или нет.

Мы пока не признаны во всём мире как юрисдикция, но я думаю, что, если нам удастся создать такую систему, ею смогут пользоваться люди со всего мира.

У нас огромные амбиции, грандиозная концепция развития и большие возможности. Теперь речь идёт об использовании всего этого потенциала – замечательных людей, составляющих население Асгардии и интересующихся Асгардией, для создания прочной, надёжной и заслуживающей доверия системы правосудия.

Статья опубликована
в спецвыпуске ROOM Space Journal of Asgardia,
2024 год

11 4063