22 февраля 2024 года, члены экипажа изоляционного эксперимента SIRIUS-23, в том числе резидент Асгардии врач Ксения Орлова, прошли важную психологическую отметку – сотые сутки условного полёта за пределами земной орбиты. В связи с этим газета «Московский комсомолец» попросила их об интервью.
Но для начала – информация об обстановке на борту, а точнее в экспериментальном комплексе Института медико-биологических проблем РАН на Хорошевском шоссе. По данным Наземного центра управления ИМБП, самочувствие членов экипажа хорошее, все системы медико-технического экспериментального комплекса работают в штатном режиме. Температура внутри имитационных модулей поддерживается в диапазоне 21-23 градусов, влажность не превышает 60%, концентрация кислорода – 21%, содержание углекислого газа в воздухе – не более 0,3%.
Справка «МК». В команде, которая прошла специальную систему отбора – специалист по автоматизации производства, сотрудник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина Юрий Чеботарёв (командир экипажа), пилот Хабаровских авиалиний Анжелика Парфёнова, врач-аллерголог Ксения Орлова (она также является представительницей Космического Государства Асгардия), младший научный сотрудник Института физико-органической химии НАН Белоруссии Ольга Мастицкая (она стала первой представительницей Белоруссии в подобных экспериментах), бортпроводник «Аэрофлота», психолог, журналист, младший научный сотрудник ИМБП Ксения Шишенина и врач из ИМБП Рустам Зарипов.
Эксперимент, по данным ИМБП, проходит по правилам настоящего полёта: выход на связь с Землёй строго по расписанию с пятиминутной задержкой сигнала, постоянные физические тренировки и санитарно-гигиенические мероприятия, выполнение научной и операционно-технической программ исследований, ежедневный медицинский и психологический контроль.
На 62-64-е полётные сутки экипаж осуществил первую из запланированных высадок на лунную поверхность. Это необходимо для отработки внекорабельной деятельности.
На 93-и полётные сутки в программу была введена запланированная руководителями эксперимента нештатная ситуация: ожидаемый транспортный корабль по «техническим» причинам не вышел на орбиту. В ожидании его команда проводила исследование по принудительной депривации сна – работала в 24-часовом режиме без перерывов на сон с целью проведения ревизии питания, средств гигиены и прочих расходных материалов.
Исследования депривации сна является частью программы изучения психологического и психофизического состояния человека, а также психической и физической работоспособности в условиях стресса.
Мы попросили членов «лунного» экипажа ответить на следующие вопросы:
1. Что за эти 100 дней вас больше всего удивило при нахождении в «лунном корабле»?
2. Чего вы не ожидали от себя и других в таких условиях?
3. Какие новости «с Земли» вас больше всего порадовали и разочаровали за это время?
4. Расскажите, если можно было бы, как бы вы усовершенствовали «межпланетный корабль», что добавили бы в него для более комфортного полёта?
5. Если между вами возникали ссоры – на какой почве и как вы разрешили конфликтную ситуацию?
Командир экипажа «Сириус-23» Юрий Чеботарёв:
1. С момента старта нашей изоляционной миссии произошло множество событий.
Была важна изначально-слаженная работа экипажа, не требующая специальных отдельных пояснений, разбора ошибок или выработки технологии взаимоотношений внутри экипажа. В команде изначально проявилось взаимопонимание и взаимовыручка.<...>
Удивление вызвали работы, связанные с внекорабельной деятельностью (ВКД). Это очень интересный вид работ, т. к. при этом были использованы современные технические устройства: шлемы виртуальной реальности, уникальная система обезвешивания испытателя для имитации лунной гравитации со специальной платформой, программно-аппаратный комплекс, позволяющий управлять лунным ровером для выполнения одной из задач ВКД.
2. Действительно, удивительной была лёгкость отказа от использования сотового телефона, активное включение в плотный график работы по циклограмме сразу после закрытия входного люка. Притом что не чувствуешь себя отстранённым от участия в других сферах деятельности, так как хоть и через сообщение по электронной почте, сохраняется диалог с близкими и друзьями.
3. Радуют новости победы в эпизодах выполнения задач СВО, новости о развитии отраслей РФ, которые мы получаем от пресс-службы ИМБП. Нам регулярно передают видеозаписи выпусков новостей Первого канала РФ, «ОНТ. Наши новости» белорусского канала, а также медиаконтент развлекательного и научно-популярного характера, за что мы очень благодарны нашим коллегам.
Приятно, что момент выполнения годовой научной программы изоляционного эксперимента «Сириус-23» совпал с юбилейным празднованием 300-летия Российской академии наук, в этот день ещё раз подчеркнули для себя значимость Проекта для получения новых знаний в интересах реализации пилотируемых космических программ.
4. В процессе работы в НЭК и организации досуга, конечно, приходили идеи о модернизации модулей, по приближению условий к условиям реального полёта в лунном орбитальном комплексе. Одно из очевидных и технически не сложных добавлений – установка в интерьер модулей общего пользования мониторов-иллюминаторов с отображением изображения обстановки «за бортом».
Также дополнительные мониторы можно было бы интегрировать в спортивные тренажёры (беговые дорожки, велоэргометр) для дополнительной работы экипажа. На них можно реализовать несколько идей – это может быть интересно группе психологической поддержки, в случае отображения на мониторах как видеозаписей успокаивающего содержания (фильмы, видеоролики, фильм-имитация бега или велосипедного проезда с аналогичной скоростью по живописным местам на Земле), так и для самоподготовки испытателей – при использовании обучающего видео, видео с психологическими тестами.
5. Конечно, в экипаже в некоторых эпизодах общения возникали конфликтные ситуации. Считаю это способом, хотя и не самым лучшим, познания личных границ друг друга, но и фактором пути становления команды.
Выходы из конфликтов находились интуитивно. В какие-то моменты за счёт длительного разговора и нахождения оптимального для всех решения, в другие – выяснение позиций спорящих людей.
Зачастую конфликт исчерпывает себя, когда становятся понятными не очевидные за эмоциональной пеленой истинные точки зрения каждого члена экипажа. Были напряжённые ситуации, когда конфликт заканчивался решением командира экипажа и уходил несколько позже, по снятии эмоционального напряжения. Конечно, помогают принципы уважения друг друга, принятия и желания понять точку зрения другого человека.
Ксения Орлова:
1. Много нюансов, которые удивляют. Один из них – ощущение, что ты находишься не на территории Института медико-биологических проблем или вообще в Москве, а где-то очень далеко от цивилизации.
2. С интересом наблюдаю, как раскрываются личности в экипаже, как другие, так и моя собственная. Например, внезапно стала проявлять внимание к нашим изоляционным растениям, особенно к декоративным.
3. Смотря о каких новостях идёт речь. Если касающиеся лично меня, то порадовали известия о продвижении научной работы. Разочарований не испытывала.
4. Как-то обсуждали в экипаже, что было бы здорово иметь «живой уголок». Возможно, изолированный от нас, например, за стеклом. Но чтобы через стекло можно было наблюдать каких-то животных.
5. В любом коллективе, как в социальной структуре, могут возникать конфликты. Наш экипаж – не исключение. Для себя выработала стратегию максимального избегания провоцирующих факторов. Сто дней проживания в одном «корабле» – достаточный срок для того, чтобы изучить особенности характера и реакции друг друга. При должном внимании стараешься не наступать лишний раз на триггерные точки каждого, чтобы не разжигать конфликт.
Наталья Ведеева. Источник: mk.ru