Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
12:32 / 11 ноября 2021
Круглый стол в Асгардии. Профессор Рам Джаху – о сильных и слабых сторонах современного космического права
12:32 / 11 ноября 2021
В первом вебинаре по актуальным вопросам космического права, который прошёл на прошлой неделе под эгидой Министерства юстиции Асгардии, участвовало несколько известных специалистов. В числе участников был профессор Рам Джаху, исполняющий обязанности директора Института воздушного и космического права Университета Макгилла (Монреаль, Канада), член Совета по космической безопасности Всемирного экономического форума, одним из первых поддержавший идею создания Асгардии и активно участвовавший в разработке её Конституции.
Профессор Рам Джаху, директор Института воздушного и космического права Университета МакГилл на пресс-конференции в Гонконге
Профессор Рам Джаху, директор Института воздушного и космического права Университета МакГилл на пресс-конференции в Гонконге

Профессор Рам Джаху начал с перечисления базовых принципов космического права, а также основных договоров и конвенций:

– Основная цель любого закона – обеспечить бесперебойное функционирование общества, его устойчивое развитие и, в конечном итоге, выживание. Таким образом, верховенство закона прямо противоположно «закону джунглей».

В рамках космического права можно выделить национальное и международное направления. Я буду преимущественно говорить о международном космическом праве.

Все мы знаем, что космическое пространство – территория, находящаяся за пределами национальной юрисдикции. Таким образом, космос подпадает под действие международного космического права. Ещё в самом начале эпохи освоения космоса, в 1957 году, было решено, что Устав Организации Объединённых Наций должен применяться и к космической сфере.

Также важно понимать, что международное космическое право встроено в международное право и имеет точно такую же структуру.

С момента принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1950-х годах такой порядок никогда не менялся. Ассамблея действует через свой Комитет по использованию космического пространства в мирных целях и два его подкомитета, Юридический и Научно-технический.

С тех пор было принято пять рамочных соглашений по космосу и несколько деклараций, резолюций и рекомендаций, заложивших основу космического права. Договор о космосе 1967 года был первым и самым важным. Основным предметом этого договора является исследование космоса. Вот что в нём говорится:

 
«Исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества».

Иными словами, любая космическая деятельность касается всех и каждого!

Другое важное положение звучит примерно так:

 
«Государства обязуются не выводить на орбиту любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях».

Согласно Договору о космосе, государства могут свободно исследовать и использовать космическое пространство и небесные тела, включая космические природные ресурсы. Однако эта свобода не абсолютна. Государства должны пользоваться такой свободой без какой-либо дискриминации, они должны руководствоваться принципом сотрудничества и должным образом учитывать соответствующие интересы других государств.

Государствам, частным компаниям, международным организациям запрещено каким-либо образом присваивать небесные тела, в том числе их ресурсы. Соответственно, частные компании могут заниматься космической деятельностью, включая разведку месторождений полезных ископаемых, только после получения разрешения, лицензии и под надзором соответствующей страны. Государства несут международную ответственность перед другими странами за своих граждан, их космические объекты и деятельность в космосе.

В соответствии с договором государствам не разрешается проводить какие-либо испытания ядерного оружия в атмосфере или космическом пространстве.

Марк Бир, министр юстиции АсгардииВ ходе дискуссии Марк Бир, министр юстиции Асгардии, заметил, что данные положения явно не соблюдаются, поскольку идёт милитаризация космического пространства. Возможно ли обеспечить их соблюдение?

– Международное право не предусматривает использования принудительных мер, и это касается и космического права. Но есть очень сильный механизм для его реализации или побуждения к такой реализации, – отвечает профессор Рам Джаху. – Это воздействие через международные организации, такие как Организация Объединённых Наций, а также общественное мнение. Эти инструменты важны и помогают вызвать к законам определённое уважение. Большинство международных законов и договорённостей в большинстве случаев соблюдаются большинством стран. Конечно, есть исключения. Разумеется, вопрос милитаризации космоса и того, как с ней бороться, стоит на повестке дня.

В любом случае сила этого договора мне очевидна. С момента его принятия у нас не было серьёзных проблем в космосе. И есть две особо сильные стороны. Во-первых, космическое пространство остаётся пока свободным от оружия массового уничтожения. Во-вторых, государства по-прежнему несут ответственность за свою деятельность как национальной единицы, в том числе за деятельность своих граждан.

Есть также слабые стороны нынешнего космического режима – я бы даже сказал, недостатки. Во-первых, это увеличение объёма космического мусора. Во-вторых, как вы сказали, экспоненциально растущая милитаризация и размещение оружия в космосе. К этому вопросу стоит подойти более серьёзно. В-третьих, это нынешние, я бы сказал, геополитические тенденции к коммерческой эксплуатации природных ресурсов в космосе в интересах отдельных государств. Остаётся надеяться, что мы не увидим повторения мировой истории в космосе... И, в-четвёртых, это создание мегагруппировок искусственных объектов, которые уже находятся в космосе, либо планы запуска которых имеются, – речь идёт о примерно 300 000 спутниках.

Но прежде всего, у нас нет постоянно действующей международной космической организации, которая поддерживала бы космическое право в действии, в «живом» и рабочем состоянии.

В завершение своего выступления хочу подчеркнуть: для того чтобы хорошо вести коммерческую деятельность в космосе, нужен хороший закон. Нынешнее космическое право не то чтобы устарело, но в некоторых отношениях оно становится недостаточным.

3 1122