Премьера фильма «Антонин Капустин – создатель Русской Палестины» состоится на телеканале «Культура» в 2025 году.
– Хотелось бы поговорить о семье Антонина Капустина. Он выходец из династии священников. Свой знаменитый дневник начинает с описания своего рода. Можно ли сказать, что именно род определил его судьбу и успех на выбранном поприще?
– Я не историк и не священник, я инженер, поэтому вопрос, наверное, не совсем ко мне. Но могу сказать, что так было принято и в те времена и сейчас: династии воинов, священников, ремесленников и так далее. Я не считаю это чем-то особенным. Здесь главное, каким человеком был сам отец Антонин.
– С вашей точки зрения, что это был за человек? Какой у него был характер, которому современники дают противоречивые оценки?
– В первую очередь его можно охарактеризовать как личность многостороннюю. Талантливый человек талантлив во всём.
Второе, что хотел бы отметить, его особый дар, который можно называть по-разному: интуицией, визионерством, предвидением. Это был человек, который чувствовал больше, чем другие, и видел цель издалека.
Например, когда его направляли в первую зарубежную командировку в Афины, он записал в своём дневнике: «Еду в Иерусалим». Это было за 15 лет до того, как он возглавил Русскую духовную миссию в Иерусалиме, но отец Антонин уже знал, куда приведёт его предназначение, тот нравственный долг, которым он руководствовался всю жизнь. Он каким-то невероятным образом чувствовал участки, которые покупал, как будто провидел, что там будет найдено и какое место это займёт среди христианских святынь.
Портрет архимандрита Антонина (Капустина), Николай Кошелев. Фото: wikimedia.org, homeru.com
Надо понимать, что он находился в ситуации, когда всё исторически лучшее с точки зрения христианства в Святой Земле уже было куплено Греческой православной церковью, протестантами, католиками и мало что осталось на долю Российской империи. Но он покупает, к примеру, участок в арабском селении Эр-Риха, а потом оказывается, что это библейский Иерихон. Он покупает участок для будущего Александровского подворья – и на его территории открывают при раскопках одну из главных святынь христианства – Порог Судных врат. Всё это доказывает его провидческий дар. Он был рисковый человек. Участки, которые потом стали Русской Палестиной, он выкупал на свой страх и риск, фактически против воли Синода, против воли российского государства.
А рисковал он, прежде всего, своим креслом начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, которую возглавлял почти 30 лет. Несколько раз его хотели снять за самоуправство, а однажды даже намеревались сослать в Америку. В своём дневнике он написал, что это «подалее Камчатки, которою я когда-то пугал маменьку…». Словом, глушь. Вот такой была Америка в глазах подданных Российской империи того времени.
Его обвиняли в своекорыстии. Общая стоимость его приобретений на Святой Земле составляла больше миллиона золотом – сумма гигантская по тем временам. Злые корыстные люди по себе судят, по своей мерке, поэтому в его адрес было много обвинений, которые потом были сняты самой жизнью. Он всегда говорил, что эти приобретения принадлежат России, так как сделаны на пожертвования российских подданных. И за неделю до смерти отец Антонин завещал в собственность Священного Синода все купленные им участки, которые составляют сегодня Русскую Палестину.
Его по-разному называют: литургом, создателем и созидателем святынь, а я бы назвал его художником, потому что он создал мозаику, полотно Русской Палестины, сотворил своей собственной жизнью то, что является основой представительства современной России на Святой Земле.
Он был очень увлечённым человеком со множеством, как сейчас говорят, хобби: собирал монеты, древние рукописи, писал стихи.
Он был прекрасным дипломатом. Создал в Иерихоне знаменитый «Приют Закхея» – странноприимный дом, который время от времени выполнял функцию этакого элитного клуба, где проводили время русские консулы, турецкие паши, греческие патриархи – титулованные представители трёх основных «противоборствующих сторон», с которыми отцу Антонину приходилось договариваться, чтобы вести свою деятельность на благо Российской империи. Его противники приезжали в «Приют Закхея», их хлебосольно встречали. Отец Антонин был харизматичен и умел создавать ту атмосферу, то пространство, где люди чувствовали себя комфортно и даже враги зачастую становились на его сторону.
Как это ни парадоксально, но в «круговой обороне», которую отец Антонин умело выстраивал почти все 30 лет своего нахождения в Иерусалиме, большое сопротивление ему приходилось выдерживать со стороны российского МИДа и Русской православной церкви. По их логике, если ты начальник Русской духовной миссии, вот и неси свою службу, окормляй паломников и оставь всех нас в покое. Но он постоянно заходил на их территорию и создавал им лишнюю работу.
Естественно, это порождало конфликты. Если ты сидишь ровно, то и болотце вокруг тебя спокойно, но если ты куда-то движешься и тебе постоянно что-то надо, всё начинает бурлить и сопротивляться. Можете представить его положение: с одной стороны турецкие власти, с другой – Греческая церковь, с третьей – МИД, с четвёртой – Синод, с пятой – арабы-христиане, арабы-мусульмане… И он в этом кольце со своими идеями. То, что он сумел управиться со всем этим, – свидетельство его огромного дара и великой личности.
Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин). Фото: wikipedia.org
– Многие считали его гордецом. И он сам это в себе отмечал, боролся с гордыней, о чём пишет в своём дневнике. Как вы относитесь к этой черте его характера?
– Знаете, как отличить алкоголика от не алкоголика? Алкоголик никогда не признается, даже сам себе, в том, что он алкоголик. Если человек признаёт, что у него есть гордыня, видит это в себе, более того, объявляет об этом публично, значит, на нём нет этого греха. И, учитывая весь масштаб его личности, всё сделанное им я не считаю это каким-то негативным качеством.
Да, он терпеть не мог всяческого «начальства». Но ведь это начальство чинило ему препятствия, не сумев понять значение того, что он делает. Как бы ему удалось достичь своей цели и таких высот, воспарить духом над материей, при этом оставаясь в «материи» и делая совершенно материальные вещи, если бы у него не было этой черты характера и если бы он признавал других начальников, кроме Бога? Силу духа ведь тоже можно лукаво обозвать гордыней. А без его силы духа не имели бы мы Русской Палестины.
Справедливая оценка его деятельности была дана только много времени спустя. И всё же он до сих пор недооценён, на мой взгляд. Поэтому в 2016 году я основал в его память Фонд Антонина Капустина, зарегистрированный в Государстве Израиль. Среди прочего этот Фонд занимается вопросом возвращения Александровского подворья в Иерусалиме. Вся необходимая для этого юридическая и историческая доказательная база собрана, но вопрос до сих пор находится на рассмотрении израильских властей.
Мы надеемся на положительное решение, надеемся, что в память об Антонине Капустине один из самых значимых купленных им участков и построенная на нём церковь Святого Александра Невского вместе с Порогом Судных врат вернутся в собственность Российской Федерации.
В ближайшее время будем просить наш МИД обратиться к властям города Иерусалима, чтобы определить место для памятника отцу Антонину, а мы этот проект профинансируем. Кроме того, в 2016 году мы вышли с предложением о его канонизации. И надеемся, что, в конце концов, это тоже будет сделано в РПЦ.
Архимандрит Антонин в преклонном возрасте. Фото: wikipedia.org, ic.pics.livejournal.com
– Что бы вы сказали об отце Антонине человеку, который никогда о нём не слышал? Какие достижения выделили бы в первую очередь?
– Все мы знаем о крестовых походах. В течение долгого времени вооружённые европейские крестоносцы добывали своё влияние мечом и кровью, несли это на Восток. Антонин Капустин, не пролив ни одной капли чужой крови, обеспечил мирное присутствие России в Святой Земле. Без битв, смертей и практически бесплатно для государства, потому что всё приобреталось на добровольные пожертвования наших соотечественников.
– Как вы считаете, почему так важно, чтобы Россия имела свою территорию на Святой Земле, Русскую Палестину?
– С точки зрения религиозной важность определяет близость к Храму Гроба Господня. Святая Земля – для меня это, прежде всего, Голгофа и место Вознесения, да и весь Святой град Иерусалим.
Не может быть Святой Руси без присутствия в главном христианском месте планеты!
***
Производство документального фильма «Антонин Капустин - создатель Русской Палестины» осуществляется при государственной финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации и участии Императорского Православного Палестинского Общества. Производство кинокомпания «СТУДИЯ ИКОНА».