Дата события: 7 января 2016
Дед Мороз и Святой Николай
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, восстановленный на средства бенефициара холдинга «Социум» Игоря Ашурбейли, уже стал центром культурной жизни не только для села Хирино, где он расположен, но и для всего Шатковского района Нижегородской области.
8 января в воскресной школе, расположенной на территории храмового комплекса, состоится Рождественская ёлка для детей, организованная силами служителей храма, прихожан и Молодёжной палаты Шатковского района. Традиционно на это мероприятие приходят не только ребята из Хирино, но и ученики воскресных школ из других сёл, а также воспитанники реабилитационного центра «Ласточка», расположенного в двух километрах от Хирино.
Ребята подготовили концертные номера. У них будет большой праздник – в гости обязательно придёт Святой Николай (он же Дед Мороз). Они узнают всё о традициях и персонажах, образы которых в России связывают с Рождеством.
– Святого Николая ждали под Рождество и на Руси, не только в Западной Европе, – рассказывает благочинный Шатковского округа отец Василий, в благочиние которого входит приход в Хирино. – Я родом с Украины. Помню, как мы, дети, всегда ставили на окна сапоги, и Святой Николай приносил нам дары. Я эту традицию поддерживаю, она очень добрая. Мои дети тоже перед Рождеством начищают сапоги – готовят их «под подарки».
Рождественский пост и Рождественская литургия
Главное действо на Рождество, конечно, совершается в храме. Божественная литургия – центральная часть церковной службы – традиционно начинается около полуночи с 6 на 7 января в память о том, что Христос родился ночью.
Праздничной литургией завершается сорокадневный Рождественский пост. В народе этот пост ещё называют Филипповым, так как его начало приходится на праздник в честь апостола Филиппа. Он не такой строгий, как Великий перед Пасхой, хотя столь же продолжительный по времени. В определённые дни Рождественского поста даже разрешается вкушать масло и рыбу. Соблюдать его очень важно.
Пост – это время, когда человек берёт на себя труд, подвиг. Он учится воздержанию, воспитывает себя.Отец Василий
Праздновать Рождество христиане начинают ещё накануне вечером после первой звезды, взошедшей в небе 6 января. Строго постясь в этот день, они первый раз садятся за трапезу уже вечером, подкрепляя свои силы простой постной пищей, называемой «сочивом», – мочёной капустой, яблоками, картошкой. Отсюда название рождественского вечера – «Сочельник». «Первая звезда» символизирует собой Вифлеемскую звезду, которая возвестила волхвам о том, что родился Христос.
Трапеза после первой звезды
Заканчивается ночная рождественская служба, которая длится два-три часа в зависимости от количества прихожан. После этого христиане собираются за праздничной трапезой.
В российской традиции нет блюд, которые принято обязательно подавать к рождественскому столу. Можно приготовить всё, что душе угодно.
– Разве что есть один обязательный атрибут – круглый хлеб. В моей семье, например, в Сочельник отец уходил в сарай и приносил оттуда небольшой ворох сена, который закладывал под клеёнку на краю стола. Сверху клали хлеб. Сено символизировало вертеп, где родился Христос, а круглый хлеб – самого Христа. Мы не садились за стол, пока отец не возвращался с сеном. Во всём доме выключался свет. Горела только одна свеча на столе. Глава семьи входил, все приветствовали его, после этого принимались за еду.
Вертеп
Вертепами наши предки называли пещеры, в том числе ту, в которой родился Христос. Так же называются традиционные рождественские сценки, небольшие спектакли, которые принято разыгрывать в Сочельник. В вертепе обычно участвуют все персонажи, связанные с Рождеством, – Богородица, Младенец Иисус, волхвы – восточные мудрецы, первыми узнавшие о рождении Сына Божия, и другие. Традиция представлять, разыгрывать вертепы сейчас возрождается в воскресных школах.
Колядки
На Руси христианские традиции, связанные с большими праздниками, тесно переплетаются с языческими. В каждой местности сохранились свои обычаи, которые уходят корнями в глубокую древность.
– А всё потому, – объясняет отец Василий, – что когда апостолы, проповедники принесли христианство на наши земли, у них не было цели уничтожить всю языческую культуру, которая была рождена божьими созданиями, они лишь стремились очистить её от греха. И всё, что было доброго в этой культуре, христиане сохранили. Так, сохранился общий для всех обычай – поздравлять друг друга, дарить подарки, выражать друг другу благие пожелания и так далее.
После праздничного семейного застолья в рождественскую ночь принято отправляться в гости, но не просто так, а с песнями, иногда с переодеваниями. В колядках присутствует элемент карнавала. С помощью колядных (календарных) песен, исполнявшихся зимой, наши предки призывали плодородный год и желали хорошего урожая не только себе, но и своим соседям. Это «добрососедская» традиция прижилась и в христианском мире. Колядовать надо на Святки, которые начинаются в Сочельник и заканчиваются на Крещенье, 19 января.
Колядки – это продолжение праздничной молитвы и праздничного общения за столом, когда люди после трапезы, вместе, идут в другие дома, не желая расставаться с праздником и друг с другом.Отец Василий
Святочные гадания
В Сочельник и в период, который длится от Рождества до Крещения – на святки, принято гадать на будущее, на суженого и так далее. Пожалуй, это единственный из языческих обычаев, закрепившихся за Рождеством, который православная церковь не приветствует.
– Гадания относятся к суевериям, то есть к напрасной, неосуществимой вере, – объясняет отец Василий. – Мы ведь верим Богу, и если Бог от нас что-то скрыл, то он сделал это по доброму умыслу, а не иначе. Искать ответ на скрытое – значит, противиться Ему, противиться добру. Зачем?.. Всё, что нужно, Господь сам откроет, когда придёт время.