183-е сутки изоляции. Запись от 14.05.24 года
День долгожданного экватора! Позади половина эксперимента, и это уже немало. Вчера вечером всем экипажем затеяли бурную деятельность. Я с командиром мастерила на складе фотозону для предстоящей фотосессии. Решили взять разные элементы космического декора с наших прежних праздников. В ход пошло абсолютно всё: топперы, коробки. Из всего, что казалось подходящим, мастерили новые гирлянды.
Юра (командир экипажа Юрий Чеботарёв) взялся писать, а вернее, рисовать на листах А4 «Экватор», «Медиана», «182-е сутки», я помогла сделать эти рисунки более яркими с точки зрения фотографа.
Потом все вместе делали заготовку для праздничного торта. Я размельчала шоколад «Алёнка» (для хорошей пропитки понадобилось 42 шоколадки по 15 г), дробила орехи. В результате спать легла после полуночи. Утро было обычным, но с предвкушением праздничного обеда.
После завтрака я записала видеодневник, заполнила психологические опросники по отношению к работе, стрессовым ситуациям и своему состоянию на данный момент.
Далее отправилась на методику «Спиро и акустика», которую проводил Рустам (исследователь Рустам Зарипов) в медицинском модуле.
Нужно было надеть на шею «чокер» – датчик на шейном ремешке от акселерометра, который фиксирует дыхательные шумы над трахеей. Это для дыхательных тестов. На мне при этом зажим для носа и трубка датчика потока спирометра.
Фиксируются такие показатели, как форсированный выдох, жизненная ёмкость лёгких, максимальная вентиляция лёгких. От испытателя требуются различные манёвры, чтобы сдать показатели в наилучшем виде. Рустам подсказывает, что делать, программа на его ноутбуке выбирает мои лучшие попытки. Между «манёврами» мне даётся примерно минута на восстановление и отдых.
Наиболее сложным и в то же время наиболее интересным для меня является тест на максимальную вентиляцию лёгких. В течение 15 секунд надо с зажимом на носу глубоко дышать в трубку прибора, поддерживая на определённом уровне частоту дыхания. Увлекает это, наверное, потому, что тест позволяет оценить собственную дыхательную выносливость. Когда получается выполнить всё качественно и программа засчитывает попытку, получаешь определённое удовлетворение от познания новых граней своих возможностей.
Такое исследование проводится у нас раз в несколько месяцев и позволяет оценить изменение функции внешнего дыхания испытателей в условиях пребывания в гермообъекте. В то же время данные планируют использовать для подготовки к будущим космическим полётам.
Пока я была на методике, остальные члены экипажа усердно готовились к праздничному застолью. Мастерили шоколадные «графские развалины» из хлеба, а Ксюша (исследователь Ксения Шишенина) с Олей (исследователь Ольга Мастицкая) ещё и сделали два вида салатов, решив попробовать новые рецепты.
Один был с консервированным горошком и куриной ветчиной, которую предоставила Ксюша из своих запасов, доставленных «грузовиком». Остальные ингредиенты – обычные сублимированные продукты из нашего рациона.
Второй салат выходил весьма «экспериментальным»: с солянкой рыбоовощной. Этот консервированный продукт просто хит SIRIUS-23. В составе его тушёная капуста с кусочками рыбы (на баночке написано, что это сом). На наш взгляд, эти консервы вполне сойдут за биологическое оружие. При открытии банки всё пространство заполняется характерным капустным запахом. Появляется неистребимое желание срочно распахнуть все окна… которых по факту у нас нет.
Но сама рыбка очень даже вкусная. И мы уже приноровились её «выедать». При всём уважении к капусте, отношения с ней у нас не сложились. Так повелось, что, если кто-то собирается открывать эту баночку, обязательно предупреждает заранее, чтобы остальные успели морально подготовиться к шоковой ароматерапии.
Поэтому решение сделать салат с сомом, извлечённым из солянки, было смелым. К нему добавились консервированная кукуруза, сублимированный сыр, омлет и рис. И именно этот салат, к нашему удивлению, оказался особенно вкусным. Сочетание нейтральной, в меру жирной рыбки с сочной сладковатой кукурузой и сыром, на мой взгляд, было превосходным.
С тортом ребята тоже постарались: нарезанные кубики хлеба, пропитанные шоколадом, выложили послойно в виде пирамиды, а верхнюю часть украсили поперечной ореховой линией, символизирующей экватор.
Сделав фото на память, мы принялись отмечать. В наших условиях отмечать – означает получать гурманское наслаждение от приготовленных вкусностей.
После обеда я пригласила желающих на склад для участия в портретной фотосессии. Весело и интересно было вместе придумывать разные варианты экспозиции. Например, Лика (бортинженер Анжелика Парфёнова) залезла на металлический стеллаж и сверху протягивала Рустаму лист с надписью «Экватор», или в случае со мной – просто держала этот лист наверху, а я изображала удивление, пока Юра (командир экипажа Юрий Чеботарёв) фотографировал.
Моей следующей задачей было обработать отснятый материал, чтобы как можно быстрее отослать его «на Землю».
Было приятно получать в течение дня поздравления от дежурных бригад и личных контактов. Не верится, что столько пройдено, но сколько ещё ждёт впереди...
СПРАВКА:
Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов.
Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.
Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.
Ещё материалы по теме Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции: