Страсть к истории, в том числе к истории собственной фамилии, у Ашурбейли и Ашурли (в XIX веке – Ашурбековых) семейная черта, передающаяся из поколения в поколение, так же как наследственной можно назвать общественную и благотворительную деятельность Игоря Ашурбейли.
В полной мере эту страсть воплотила всемирно известный и главный в Азербайджане историк XX века Сара-ханум Ашурбейли. Игорь Ашурбейли и Рамиз Ашурли сегодня сохраняют и преумножают её наследие.
Рамиз Ашурли много лет ведёт исследовательскую деятельность, изучая биографии Ашурбековых, Ашурбейли и Ашурли. Выступая вслед за Игорем Ашурбейли от лица потомков Ашур-хана Афшара, он перечислил самых ярких представителей рода в веке XIX, XX и XXI.
280 лет исполнилось с тех пор, как Ашур-хан поселился здесь, на землях Апшерона. Об Ашур-хане уже многое было сказано Игорем Ашурбейли. Он был Сардаром области Азербайджан, то есть управлял одной из самых крупных провинций империи Надир-шаха. В 1743 году, разбив мятеж, вспыхнувший в Дербенте, охвативший значительную территорию от Дербента до Ахсу, представлявший собой серьёзную угрозу государству, Ашур-хан получил в награду земли на Апшероне.
История потомков Ашур-хана тесно связана с историей Баку и трёх апшеронских селений – Сабунчи, Забрат и Кешля. У основателя династии было пятеро сыновей: Хаджи Имам Верди-бек, Аллах Верди-бек, Абдуллах-бек, Даниал-бек и Алияр-бек. У старшего сына, Хаджи Имам Верди-бека, тоже было пять сыновей. Старший Ашур-бек управлял селениями Сабунчи и Забрат при последнем Бакинском правителе Гусейн Кули-хане, а также при русской администрации, когда Баку вошёл в состав Российской империи.
Род Ашур-хана подарил миру ярких личностей. Начать стоит с Набат-ханум Ашурбековой.
У надгробия Набат-ханум Ашурбековой в мечети Тезе-Пир
Набат-ханум – дочь Коджа-бека Ашурбекова, среднего из сыновей Гаджи Имам Верди-бека Ашур-хана-оглы. Она была образованнейшей женщиной своего времени. Прекрасно владела арабским и фарси, на фарси писала стихи. Будучи весьма состоятельной, занималась благотворительностью. Среди многочисленных совершённых ею добрых дел, оставшихся в истории, – и строительство больницы для бедных в селении Сабунчи, и участие в строительстве Шолларского водопровода, обеспечившего Баку чистой питьевой водой, и многое другое, в том числе строительство бани, где два раза в неделю могли бесплатно мыться бедняки.
Но венцом всей её благотворительной деятельности стало строительство мечети Тезе-Пир. Это была не просто самая крупная мечеть в Баку и в Азербайджане на тот момент, это был не только религиозный, но и культурный центр.
Во дворе мечети собирались мусульмане, обсуждали насущные проблемы общественной, политической, культурной жизни общества. В значительной степени общественная жизнь мусульманского населения города Баку вращалась вокруг Тезе-Пир.
В Голубой мечети у саркофага Гаджи Аждар-бека Ашурбекова
Другую бакинскую мечеть, построенную семьёй Ашурбейли (Ашурбековых), в народе и по сей день называют «Гёй месчиди» (Голубая мечеть) – по цвету её купола. Сегодня, после реконструкции, её венчает белокаменный купол, и носит она имя своего основателя – Аждар-бека Ашурбекова, хотя сам Аждар-бек назвал её «Иттифаг» (Союз). По его замыслу в этой мечети должны были вместе молиться приверженцы двух основных (и враждующих между собой) ветвей ислама – шииты и сунниты, а вражда между ними должна была смениться примирением и союзом.
Проектировал обе мечети первый дипломированный архитектор Азербайджана, выпускник Санкт-Петербургского института инженеров гражданского строительства Зивер-бек Ахмедбеков – позднее, в советский период, первый Главный архитектор Баку. Обе эти мечети отличаются стройностью, изяществом пропорций, красотой. И что примечательно – именно эти две мечети оставались действующими весь советский период.
Как благотворитель Аждар-бек известен не только строительством «Голубой мечети». Он основатель и первый председатель Бакинского мусульманского просветительского общества «Ниджат» («Спасение»), которое сыграло огромную роль в просвещении масс.
В особняке на углу Спасской и Губернской размещалось правление Общества, библиотека и вечерние курсы для неграмотных и полуграмотных взрослых, которые хотели повысить свой образовательный уровень.
Постепенно, начиная с 1909 года, руководство обществом «Ниджат» перешло к другому представителю рода – Иса-беку Ашурбекову. На тот момент он формально числился товарищем (то есть заместителем) председателя, но и окружающие и пресса называли его не иначе как председателем «Ниджата», что отражало реальное положение дел.
Иса-бек возглавил вначале театральную секцию, а потом и всё Общество. «Ниджат» организовывал благотворительные вечера, где собирались средства для учебных заведений, для помощи детям и неимущим, постановку спектаклей на тюркской сцене, открывал школы для детей мусульман в апшеронских селениях, издавал свою газету.
В 1912 году Иса-бек арендовал у Г. З. А. Тагиева типографию «Каспий» и буквально через полгода перевёз её к себе – в подвал двухэтажного дома на углу Персидской и Старо-Почтовой. Здесь печатались газеты, журналы, книги, брошюры, учебники, журнал для школьников «Мектеб», газета для учителей «Шелале», издавались произведения азербайджанских писателей. Здесь, в частности, вышло первое издание собрания сочинений поэта Мирзы Алекпера Сабира, причём половину расходов Иса-бек взял на себя.
Я не случайно так много внимания уделяю этой личности, не только потому, что Иса-бек – мой дед и прадед Игоря Ашурбейли. Это был действительно уникальный человек. Не было ни одного благотворительного, просветительского, политического общества в Баку, руководителем, членом правления или хотя бы просто членом которого он бы не был.
Иса-бек был членом Правления Общества распространения грамотности среди мусульман «Нешр-Муариф», созданного Г. З. А. Тагиевым. Общество открывало школы в городе Баку и в апшеронских селениях. По инициативе и под руководством Иса-бека было создано учебное заведение «Дар-уль-муаллимийн», готовившее преподавательские кадры для этих школ. Он был также ответственным секретарём Мусульманского духовного общества «Саадат».
Иса-бек (слева) с друзьями. 1910-е годы
В начале ХХ века детским доктором Е. Я. Гиндесом для поддержки детей из бедных семей были созданы в Баку общества «Капля молока» и «Ромашка». Детям бедняков бесплатно раздавалось молоко, отсюда и название – «Капля молока». Иса-бек состоял членом обоих обществ.
Общество помощи политзаключённым «Красный Крест», Мусульманское благотворительное общество, Общество помощи пленным туркам – всё это тоже входило в его сферу деятельности. На острове Наргин во время Первой мировой войны был концлагерь для пленных турецких офицеров, Иса-бек организовывал побеги с этого острова. В шторм он нанимал лодку, собирал с десяток, как мы сейчас говорим, «бомжей» – бродяг и оборванцев, отвозил их на остров, переодевал в одежду турецких офицеров, а тех в лохмотья, и менял их местами. Два или три раза ему это удалось. Потом начинались расследования, но результатов они не дали.
Иса-бек выступал организатором постановки первой азербайджанской оперы «Лейли и Меджнун». Репетиции проводились в доме известных подрядчиков – братьев Касимовых и в доме Ашурбекова. Премьера для узкого круга интеллигенции состоялась именно в доме Иса-бека на углу Старо-Почтовой и Персидской в большом зале на втором этаже.
Дважды, в 1907 и 1911 году, Иса-бек избирался гласным (депутатом) Бакинской городской думы.
В годы существования Первой Азербайджанской Республики Иса-бек работал в Министерстве просвещения, заведовал книжным отделом. В те же годы он организовал Крестьянский союз и при нём военную школу. Время было неспокойное, снабжение города сельскохозяйственной продукцией постоянно было под угрозой, банды грабили продовольственные обозы – Иса-бек организовал охрану и сопровождение грузов. Советская власть за всё это его, конечно, «отблагодарила»: в 1937 году он был арестован, а в 1938 году расстрелян.
Вспоминая о меценатской и благотворительной деятельности Ашурбековых, можно назвать имя Башир-бека Ашурбекова, который был Почётным попечителем Бакинской Императора Александра III мужской гимназии. Нельзя не упомянуть сыновей Теймур-бека Ашурбекова Али-бека и Бала-бека, постоянных участников всех благотворительных акций в городе. Братья Ашурбековы участвовали в финансировании строительства соборной мечети в Санкт-Петербурге. По завершении строительства Бала-бек на свои средства купил люстру для молельного зала.
Сара-ханум благодарит всех собравшихся на её 90-летии за поздравления и добрые пожелания
Игорь Ашурбейли в гостях у Сары-ханум
Советский период. Первое имя, которое следует назвать: Сара-ханум Ашурбейли, дочь Бала-бека Ашурбейли. Замечательный историк, талантливейший человек, многогранная личность. Она знала восемь языков, прекрасно рисовала, была членом Союза художников Азербайджана, работала художником-оформителем в Азербайджанском театре драмы, была прекрасным музыкантом, преподавала иностранные языки (сначала в школах апшеронских селений, а потом и в консерватории), читала курс истории искусства в Азербайджанском госуниверситете, но главным делом всей её жизни была история – история родного города. Истории Баку и истории государства Ширваншахов посвящены её монографии и многочисленные научные статьи.
Нельзя не упомянуть врача Джахангир-бека Ашурбекова –первого главврача той самой больницы в селе Сабунчи, которая была построена на средства Ашурбековых.
Давуд Ашурбейли, дед Игоря Ашурбейли
Ну и, наконец, сыновей Иса-бека – старшего Сулеймана Исабековича Ашурли и младшего Давуда Иса-оглы Ашурбейли. Отец их занимался гуманитарной деятельностью, сыновья же пошли по технической линии, окончили реальное училище, а затем Политехнический (впоследствии Индустриальный, знаменитый АзИИ) институт. Давуд окончил химический факультет, мой отец – энергетический.
Оба владели основными европейскими и восточными языками. Давуд работал на нефтеперегонных заводах заведующим отделом рационализации, начальником установки, затем начальником цеха. Сулейман – в тресте «Азэлектромонтаж», затем в АзНИИ, Институте нефти АН Азербайджана, позднее в АзИНМАШе. Сфера его интересов была обширная – электротехника, промысловая механика, электрохимия.
Первый электронный микроскоп в Азербайджане (и один из первых в СССР) был собран и настроен именно Сулейманом Ашурли. Он автор ряда изобретений. В 1959 году защитил кандидатскую диссертацию.