1. У Вас большой опыт работы в сложных ситуациях и кризисах. Давайте сначала определим, что Вы называете для себя кризисом, какие можете выделить фазы этого процесса?
В моём лексиконе практически нет такого слова. Кризис для меня – это в первую очередь обновление. Кризис – это новизна, новая ситуация, требующая осознания и разрешения. Со временем, с выходом на следующий уровень, она превращается в рутину, в обыденность. И становится уже мне неинтересной. Поэтому я всегда люблю находиться в так называемом кризисе, потому что он для меня является чем-то новым и необычным.
Когда я вполне себе успешно трудился в государственных структурах в 80-х годах, мне стало там скучно, и я перешёл в критически новую и неизведанную тогда область – частное предпринимательство. А когда в предпринимательстве стало всё прекрасно у меня, я снова вернулся в государство, в оборонную промышленность, где в 90-х всё было ну очень плохо. Потом всё отлично наладилось в оборонке, и я опять занялся частным предпринимательством, в котором сейчас, похоже, наступает полный конец. Вот такие фазы процесса. Рутина, обновление, переход на следующий уровень, снова рутина и так далее.
2. У Вас уникальный багаж практических знаний по предпринимательской деятельности. Вы стояли у истоков кооперативного движения в СССР. Можете ли Вы назвать общие правила для работы в чрезвычайных ситуациях?
Ну, наверное, универсальных каких-то правил не существует. Лично для меня первое правило – не паниковать. А второе – не действовать рефлекторно. Нужно взять паузу, даже если хочется быстро-быстро что-нибудь натворить. И после этой паузы и обдумывания хладнокровно, как и положено командиру в бою, вести свою армию из этой чрезвычайной ситуации к победе. Вот такие короткие правила.
3. Вас называют отличным антикризисным менеджером. Как Вам удалось выводить предприятия из падения? Что Вы для этого делали?
Одно из моих любимых выражений – про то, как съесть слона. Ответ – по кусочкам. Любой сложности проблема может быть решена именно так – по кусочкам. Как инженер-системотехник, я в первую очередь проблему структурирую, разбиваю её на детали. При этом очень важно не упускать из вида конечную цель, чтобы в этих деталях не запутаться. Поэтому, если вспомнить рецепт писателей Стругацких – как пройти сквозь стену (а это и есть, как пройти сквозь кризис), – это видеть цель, не видеть препятствия и верить в себя.
4. Что сейчас произошло? Это величайшая депрессия, которой мир ещё не знал, или просто локальное падение? Дайте, пожалуйста, оценку сегодняшней ситуации.
Тут, наверное, несколько оценок.
В экономическом аспекте, если говорить о свободном предпринимательстве, то я думаю, что на наших глазах происходит стратегическое нападение на малый и средний частный бизнес с целью его уничтожения. Возможно также, в целях унификации и укрупнения собственности в крупных сетевых структурах, находящиеся под контролем международных, транснациональных корпораций и местного олигархического капитала. Но это только с одной стороны.
В геополитическом же аспекте всё это похоже на некие учения, на тренинг. И, как первая цель, очевидно то, что я называю термином «куризация» – от слова QR, то есть «окуривают» население и рассаживают его по полочкам, по курятникам.
Ну есть ещё, конечно, побочные эффекты вроде сдувания финансовых пузырей и так далее. Но всё-таки, на мой взгляд, «куризация» – это главная цель сегодняшней, искусственно созданной, подчёркиваю, депрессии под предлогом некоего вируса.
Можно рассмотреть этот вопрос ещё и в историческом и эзотерическом аспектах, но я пока воздержусь.
5. К чему стоит готовиться предпринимателям?
А чего им готовиться? Предприниматели – это предприимчивые люди. Они всегда должны быть готовы. Потому что люди, в общем-то, делятся на категории: наёмные, чиновные и рисковые. Причём все категории совершенно равные и ни одна из них не лучше и не хуже. Просто рисковые всегда должны быть готовы к риску. Думаю, что пришла пора предпринимателям бороться за свои права и свободы, в том числе политические. Или навсегда остаться с навязываемым им клеймом «торгашей».
6. Можно ли сформировать какие-то общие правила для компаний из всех секторов экономики – что сейчас делать? В возглавляемой Вами Космической Нации Асгардия десятки тысяч бизнесменов. Что Вы можете им посоветовать?
Да одного только могу посоветовать – удачи. И объединения, возможно даже, в партии. В Асгардии партии запрещены по Конституции, да они нам и не нужны. Но асгардианцам разрешено участвовать в политической жизни тех стран, где они физически проживают. Поэтому возможно, что пришла пора объединяться вот в такую вот всемирную партию свободных предпринимателей, людей труда в самом широком понимании этого слова – строителям и программистам, инженерам и художникам, архитекторам и парикмахерам и многим другим, кто занимается созидательным трудом. Они сегодня, как и всегда в истории человечества, находятся в меньшинстве. Им необходимо самоорганизоваться. И почему бы не в Асгардии.
«Одно человечество – одна общность» – таков девиз Асгардии. А то, что сейчас происходит на Земле – это попытка превратить её в большую тюрьму, где государства – камеры, а наши дома – нары в них. Нельзя допустить пожизненного приговора.
7. Помимо управленческих решений, требуется ещё сохранить самообладание и выдержку, то есть следить за своим психологическим состоянием. Как сохранять спокойствие и трезвый взгляд на вещи в состоянии стресса?
У каждого, наверное, есть свои собственные методы и маленькие секреты в этом вопросе. Но я бы рекомендовал всем пробудить в себе любовь, и всё будет хорошо.