Объёмно-пространственная сферическая композиция «Вселенная Циолковского» была установлена в музее в марте, когда вёлся монтаж новой экспозиции. В апреле её впервые увидели посетители. И она уже успела стать символом музея. Фигура основоположника космонавтики, парящая над трёхъярусным пространством комплекса второй очереди, видна практически с любого ракурса и сразу привлекает внимание.
Вот как описывают идею этой необычной композиции её создатели – коллектив скульпторов и архитекторов, возглавляемый Андреем Тыртышниковым:
«Самые обыденные вещи, которых касается пытливый гений Циолковского, приобретают фантастические, сказочные формы. Например, обычные коньки, оригинально модифицированные учёным, или зонтик, используемый в качестве наполняемого ветром паруса для катания по льду, – перерождается в космический двигатель.
Такой солнечный (фотонный) парус-зонтик, по замыслу гениального учёного, подарит человечеству свободу от притяжения планет и звёзд. Солнечный парус позволит человечеству без труда путешествовать в любую точку Вселенной.
В нашей композиции зонтик учёного принимает вид реализованного в России в 1994 году космического проекта «Знамя-2».
Этот солнечный парус, как символ гения и безграничной фантазии великого человека, несёт фигуру Циолковского сквозь пространство и время к неизведанным мирам. Здесь раскрыта идея свободного полёта и невесомости. Это отражение ещё одной грани таланта великого учёного.
Тема дирижаблестроения проходит красной нитью через творчество Циолковского. Использование конструкций из гофрированного металла в нашей композиции вызывает ассоциативный ряд, отсылающий зрителя к знаменитым эскизам и моделям воздухоплавательных аппаратов Мастера, напоминая людям о бесконечности, вечных ценностях и стремлению к новым свершениям».
– Идея создания концептуального арт-объекта, посвящённого человеку, имя которого носит наш музей, появилась три года назад, когда мы познакомились с группой талантливых скульпторов, вдохновлёных визионерскими работами и самой личностью Константина Эдуардовича Циолковского, – говорит Наталья Абакумова, директор Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского. – Долго искали средства на её воплощение и оригинальные решения – продумывали, какой должна быть скульптура, где её лучше установить.
Известно, что Циолковский любил кататься на коньках, и использовал это увлечение, чтобы проводить эксперименты с силами природы. При помощи зонтика он испытывал силу ветра. Так родился этот образ, который вполне можно назвать документальным: образ исследователя в динамике, в движении. Место для размещения композиции было выбрано очень удачно – «Вселенная Циолковского» как бы объединяет всё пространство нового здания музея.
Идею в своё время поддержали Валентина Владимировна Терешкова, митрополит Калужский и Боровский Климент. Но появлением здесь этого уникального арт-объекта мы обязаны Игорю Ашурбейли. Очень хотели бы познакомиться с Игорем Рауфовичем лично, не только как с удивительным, интересным человеком, но и как с нашим партнёром, без которого этот проект не был бы реализован.
29 апреля «Вселенная Циолковского» и другие экспонаты, размещённые в здании второй очереди Государственного музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского, были представлены почётным гостям. В присутствии полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Игоря Щёголева, министра культуры РФ Ольги Любимовой, губернатора Калужской области Владислава Шапши, председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолия Артамонова и директора музеев Московского Кремля Елены Гагариной строители торжественно передали символический ключ от нового комплекса Наталье Абакумовой.
До этого и сами калужане, и многие москвичи уже успели здесь побывать – 12 апреля 2021 года музейно-выставочную экспозицию «Ракеты. Корабли. Люди» открыли для посетителей. Посвящена она 60-летию первого полёта человека в космос.
Экспозиция рассказывает о людях и достижениях, которые помогли этому полёту состояться, о том, что было сделано на разных этапах освоения космического пространства, и о том, что ещё только предстоит сделать. Мультимедийная инсталляция «Медиафасад» длиной 80 метров демонстрирует главные события космической эры в контексте идей Циолковского, умевшего заглянуть далеко в будущее.
Открытия второй очереди ждали с нетерпением не только в Калуге, но и по всей стране. Решение о возведении комплекса второй очереди Музея истории космонавтики им. К. Э. Циолковского было принято Правительством РФ в 2008 году. Строительство продолжалось несколько лет, и не без сложностей, начавшихся ещё на этапе разработки проекта.
Необходимо было найти архитектурное решение, сочетающееся с историческим зданием музея, которое признано памятником советского модернизма и является объектом истории и культуры федерального значения. В конце концов архитекторам пришла в голову мысль расположить новые залы музея под землёй, с историческим зданием они соединены переходом.
Над подземным комплексом появилось современное общественно-культурное пространство с прогулочной зоной и многочисленными террасами, с которых открывается великолепный вид на Ячинское водохранилище.
Работы по благоустройству территории ещё продолжаются – идёт реконструкция набережной, а в самом музее готовятся к открытию новые экспонаты и интерактивные зоны, с помощью режима дополненной реальности вовлекающие юных исследователей в космическую деятельность. В ближайшее время, как сообщила Наталья Абакумова, публике будет представлено ещё 10 музейных площадок. Но уже сейчас здесь есть что посмотреть. Например, большой популярностью пользуются полноразмерные макеты космической техники – спутников земли, автоматических межпланетных станций. Здесь же находится макет базового модуля орбитальной станции «МИР».
Пока директор музея знакомила высоких гостей с экспозицией, рядом проходили обычные экскурсии. Школьники и их родители с интересом провожали взглядом телеоператоров и представительную делегацию чиновников, пристально вглядываясь в лица. Они услышали, что здесь сейчас находится дочь Юрия Гагарина, и узнавали её, с восхищением отмечая яркое сходство с человеком, улыбку которого знает и помнит вся планета: та же форма лица, то же доброжелательное выражение, за которым скрывается твёрдый характер…
В своё время именно Юрий Алексеевич Гагарин заложил первый камень в фундамент исторического здания музейного комплекса. Елена Гагарина приехала на торжественную церемонию открытия второй очереди музея, созданного при активном участии её отца.
– На свете существует множество музеев, и все они рассказывают нам о прошлом. Благодаря их собраниям мы узнаём, какие события происходили и какие люди жили до нас. И только музеи космонавтики рассказывают нам о будущем: о том, что произойдёт в ближайшие десятилетия, через 100, 200, 500 лет, и о том, что необходимо сделать для человека, чтобы его жизнь на планете Земля и других планетах была комфортной и счастливой, – сказала Елена Юрьевна, поздравляя присутствующих с торжественным событием.
«Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство…» – первая часть этого пророчества уже сбылась, предстоит сбыться и второй. Великий визионер Константин Эдуардович Циолковский не ошибался. Ещё в 1916 году в своей книге «Вне Земли» он описал не только реактивный двигатель, невесомость и состояние человека, оказавшегося в космическом пространстве, но даже внешность первого космонавта планеты:
«Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство… Он русский… Он – гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик… У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства… Представляю его открытое русское лицо, голубые глаза сокола»…