Экстремалом предстал калужский учитель и учёный в выразительной композиции, созданной шестью московскими скульпторами и архитекторами. Константин Эдуардович парит в недавно открывшейся масштабной пристройке музея истории космонавтики.
Скульпторы А. Тыртышников, Д. Левин, И. Фёклин, Н. Фёклин и архитекторы В. Козловский, А. Куринная создали доминанту трёхэтажного зала. Если сравнить это творение, первое из списка авторов, с их другими работами, например скульптурой Ле Корбюзье (Москва и Пуасси), особенно понятно, насколько повезло калужанам.
Художники выразили главное в мировоззрении мятежного гения. Он писал о себе: «По природе или по характеру я революционер и коммунист». Вёл он себя во всём «перпендикулярно» обывательщине, истеблишменту, мейнстриму. Одежду, парусящуюся на морозном ветру, отец заказал Косте после сдачи экзаменов, перед определением на место работы.
«Сшили вицмундир, брюки и жилет, всего за 25 рублей. Кстати сказать, что все сорок лет моего последующего учительства я больше мундира не шил». Учитель сохранил юношескую фигуру, вопреки некоторым новодельным изваяниям, где мечтателю приделали брюшко.
Учёный словно сошёл со страниц своей автобиографии. «Сколько раз в бурю (с зонтом) я мчался по льду силою ветра! Это было восхитительно». Так занимался зимним виндсёрфингом Циолковский на реке Протве в Боровске, где он учительствовал и женился.
«Всегда я что-нибудь затевал. Вздумал я сделать сани с колесом. Все сидели и качали рычаги. Сани должны были мчаться по льду. Потом я заменил это сооружение особым парусным креслом. По реке ездили крестьяне. Лошади пугались мчащегося паруса, проезжие ругали [меня] матерным гласом, но по глухоте я долго об этом не догадывался. Потом уже, завидя лошадь, заранее поспешно снимал парус.
Катался на коньках, пока был чистый лёд. Попадал и в прорубь. С пальто текло, и образовалось множество сосулек. Шёл по улице, а сосульки, ударяясь друг об друга, звонили, как колокольчики».
И на первый тонкий лёд выезжал: «Лёд подо мной затрещал, показалась вода. Я скорей повалился и лёжа полз назад. Так спасся. Что это – отважность или безумие? Я думаю, что и то, и другое».
В руках у Циолковского зонтик подобен фотонному парусу. Кеплер первым наблюдал «солнечный ветер». Циолковский развивал идею создания солнечного паруса. Её осуществили советские учёные.
В 1989 году Конгресс США в честь 500-летия открытия Америки объявил конкурс о выведении на орбиту солнечных парусных кораблей для гонки под парусами к Марсу. Заявки на участие в нём подали США, Канада, Великобритания, Италия, Китай, Япония и Советский Союз.
Даже катастрофа разрушения сверхдержавы не остановила учёных. Солнечный парус российского производства был создан, единственный из всех! Его авторы – НПО «Энергия» и ДКБА, чудо техники получило первую премию конкурса. Впервые солнечный парус в космосе был развёрнут в 1993 году.
По ободам дирижабля, по гофрированному металлу, использованным в композиции, стекают сполохи света. Точно как на уроках Константина Эдуардовича! «У меня сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, пробивались молнией дыры, загорались огни, вертелись колёса, блистали иллюминации и светились вензеля».
Приводите детей посмотреть, как парит с зонтом калужский учитель физики и математики!
Маргарита Разумихина. Источник: znamkaluga.ru