Фонд «Кира» занимается установкой памятников выдающимся деятелям российской науки и культуры. За время существования им было реализовано полтора десятка таких проектов не только в России, но и в Западной Европе. Одной из самых выдающихся, интересных и сложных работ Элеонора Митрофанова называет «Вселенную Циолковского» – арт-объект в Музее истории космонавтики, созданный при поддержке Игоря Ашурбейли и его «Социума».
– Пожалуй, я бы выделила композицию «Вселенная Циолковского», установленную в новом здании Государственного музея истории космонавтики в Калуге, – сказала Элеонора Валентиновна в интервью корреспонденту «Литературной газеты». – В центре композиционно-сферического пространства находится фигура гениального русского учёного, а вокруг – интерактивные макеты планет и спутников, расположенные на раскручивающейся галактической спирали, моделей обитаемых космических станций и межгалактических кораблей, описанных самим Циолковским. Монумент расположен на оси лестницы главного входа в здание второй очереди музея и огромного трёхцветного атриума.
Позволю себе сослаться на рецензию Сергея Борисовича Ткаченко, заслуженного архитектора России, члена-корреспондента Российской академии художеств, действительного члена Академии архитектурного наследия: «В варианте, предложенном творческой группой фонда, Константин Эдуардович представлен человеком, парящим над бездной в прямом и переносном смыслах, точка опоры минимальна, тело парит. Надо льдом? Он ведь на коньках! Сильнейший ассоциативный ряд: коньки – лёд – глубина – неизвестность – опасность – космос – смелый человек, делающий первые шаги по неизвестному тонкому льду. Спираль – след от стали конька и символ развития Вселенной».
Очень точное описание этой работы.
Сложность же заключалась в том, что это инсталляция, а не просто скульптура, – в работе было задействовано множество разных специалистов. Кроме того, сдача второй очереди Музея истории космонавтики несколько раз переносилась, что усложняло завершающий этап работы над этим проектом. Но в итоге всё получилось замечательно. Осуществление этой идеи стало возможным благодаря спонсорской помощи, оказанной учёным и предпринимателем Игорем Рауфовичем Ашурбейли и его Холдингом «Социум».
Опубликовано в «Литературной газете» № 45 (6959) (13.11.2024)
Материал полностью можно прочитать по ссылке>>