Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
15:12 / 1 октября 2019
Астронавт Роберт Тирск, лауреат Национальной награды Асгардии: Колонизация космоса не состоится, если все заинтересованные стороны не будут работать сообща
15:12 / 1 октября 2019
Канадец Роберт Тирск – рекордсмен среди своих соотечественников по количеству времени, проведённому в космическом пространстве.
Роберт Брент Терск. Фото: wikipedia
Роберт Брент Терск. Фото: wikipedia
На орбите он пробыл в общей сложности 204 дня 18 часов. Решением Высшего космического совета Асгардии, утверждённым Главой Нации Игорем Ашурбейли, заслуги астронавта в области освоения космоса отмечены Национальной наградой Космического Государства. Церемония награждения состоится на Первом Научно-инвестиционном конгрессе Асгардии, который пройдёт в Дармштадте 14-16 октября этого года. Г-н Тирск также выступит на Конгрессе в качестве одного из докладчиков.
 
– Роберт, готовясь к своей первой космической экспедиции, Вы наверняка её себе представляли во всех красках. Совпали ли в итоге ожидания и реальность?

– И да, и нет. Некоторые впечатления и эмоции от испытанного и увиденного превзошли мои ожидания. Особенно завораживающим был вид на нашу планету, открывшийся передо мной с МКС. Все видео и фото оказались лишь бледным подобием того, что я увидел своими глазами.

С точки зрения сложностей и их преодоления качество предполётной подготовки таково, что, отправляясь в экспедицию, астронавты готовы ко всему. Я чувствовал уверенность и способность справиться с любой ситуацией.
 
Специалист по полезной нагрузке Роберт Брент Тирск, астронавт CSA, одевается перед миссией STS-78 в июне 1996 года. Фото: wikipedia, NASA
Специалист по полезной нагрузке Роберт Брент Тирск, астронавт CSA, одевается перед миссией STS-78 в июне 1996 года. Фото: wikipedia, NASA
 
– В 2009 году Вы провели на Международной космической станции почти 188 дней. Это длительный срок. Помните главные сложности, которые пришлось преодолеть за это время?

– Благодаря тому, что миссия была детально проработана ещё на Земле, каких-то особых нештатных ситуаций не возникло, экипаж успешно справился со всеми затруднениями. Несколько систем МКС (генератор кислорода, скруббер углекислого газа) выходили из строя, но нам с коллегами при содействии наземных служб удалось устранить неполадки. Главный урок, который я из этого извлёк: системы нуждаются в доработке, они должны стать более надёжными, прежде чем мы приступим к исследованиям за пределами околоземной орбиты.

Во время экспедиции я участвовал в научных экспериментах, связанных с растениями и животными. Из этого опыта сделал вывод, что инкубаторы и специальные контейнеры, которые используются в космической лаборатории, тоже можно было бы модифицировать, чтобы растениям и животным было легче переносить условия невесомости. 

Пока я занимался космическими исследованиями, моя семья жила обычной жизнью на Земле. И вот это действительно сложно: поддерживать близких из космоса. Сложно, даже несмотря на то, что астронавтов обучают специальным социально-психологическим приёмам, помогающим им поддерживать живую связь с семьями.
 
– Чем занимались в свободное время на орбите?
 
– Астронавты довольно плотно заняты работой с момента пробуждения и до вечера. Однако на МКС у нас есть несколько часов личного времени – поздним вечером и в выходные дни.
 
Любимым занятием было смотреть на Землю и фотографировать. Земные ландшафты и различные природные явления, когда наблюдаешь их из космоса, превращаются в завораживающую картину. Мне кажется, никакого времени не хватит, чтобы налюбоваться ею вдоволь.

Раз в день я звонил домой. Мне также нравилось без предупреждения звонить друзьям. Забавно заставать их врасплох звонком из космоса, в тот момент, когда они, к примеру, покупают продукты в магазине или стоят в очереди на почте.

Вместе с моим коллегой, астронавтом Франком де Винне, мы снимали обучающие видеоролики о работе и жизни на орбите. Мы с Франком считаем, что космос – это тема, которую можно использовать, чтобы вдохновлять студентов и наглядно проиллюстрировать целый ряд научных принципов.
 
Астронавт Канадского космического агентства Роберт Тирск, бортинженер Expedition 21, использует систему обслуживания жидкостей (FSS) для заправки контуров внутренней системы терморегуляции (ITCS) свежим теплоносителем в лаборатории Международной космической станции. Фото: wikipedia, NASA
Астронавт Канадского космического агентства Роберт Тирск, бортинженер Expedition 21, использует систему обслуживания жидкостей (FSS) для заправки контуров внутренней системы терморегуляции (ITCS) свежим теплоносителем в лаборатории Международной космической станции. Фото: wikipedia, NASA

– Жизнь после космоса: на какой деятельности в основном сосредоточены между полётами, на Земле?

– На Земле астронавты большую часть времени проводят либо на тренировках, совершенствуя свои навыки, либо помогая коллегам, которые в данный момент работают на орбите. Я несколько лет провёл в центрах управления полётами в Хьюстоне и Оберпфаффенхофене на связи с экипажами МКС. Это была благородная работа: с орбиты сообщают о проблеме, а мы вместе с талантливыми специалистами ЦУПа оперативно ищем способы её решения.

– Что посоветуете молодому человеку, который хочет стать астронавтом? Что требуется, чтобы воплотить эту мечту?

– Во-первых, советую получить солидное образование в любой области науки, техники, медицины или авиации. Для того, чтобы вступить в ряды астронавтов, нужно иметь опыт работы по полученной специальности.

Следите за своим здоровьем и поддерживайте физическую форму. Подготовка к полёту и сам полёт – это часто работа на грани человеческих возможностей – физических, умственных и эмоциональных.

Постарайтесь получить опыт работы в межнациональных коллективах. Астронавтам полезно знать один-два иностранных языка.

Отдыхайте активно. Воспитывайте в себе дух исследователя, но не забывайте об основах безопасности, когда действуете вне зона комфорта.

Добивайтесь совершенства во всём, за что берётесь.
 
Роберт Б. Тирск в Центре управления полетами Хьюстона. Фото: picryl.com
Роберт Б. Тирск в Центре управления полётами Хьюстона. Фото: picryl.com 

– В одном из своих интервью Вы сказали, что в спускаемой капсуле при приземлении человек получает удар, сравнимый с сильным ударом в автомобильной аварии. Что страшнее – стартовать с Земли или возвращаться на Землю?

– И то, и другое в равной степени захватывает дух. Во время первого моего взлёта и возвращения рядом со мной находились ветераны космоса. Они успокаивали меня при запуске и входе в атмосферу, когда возникают перегрузки, странные звуки, вибрации. Опытные космонавты всегда поддержат, скажут, что это в пределах нормы.

– Как Вы считаете, насколько важно обеспечить в ближайшие 25 лет возможность рождения ребёнка в космосе? Что нужно для этого сделать?

– Пока я бы порекомендовал проводить больше эмбриологических исследований на животных в условиях невесомости, чтобы предупредить сложности, которые могут возникнуть на этом пути.

Технические специалисты должны определить, что требуется для создания искусственной гравитации. Это особенно важно для будущих экспедиций в дальний космос.

Искусственная среда обитания с гравитацией 1-G позволит свести к минимуму неблагоприятное воздействие условий космических полётов на развитие эмбрионов, а также на костно-мышечную и сердечно-сосудистую системы человеческого организма.

– Роберт, Вы выступите с докладом на Первом Научно-инвестиционном конгрессе Асгардии. Как оцениваете значимость этого мероприятия?

– Исследование и освоение космического пространства – это международное, межкультурное и междисциплинарное начинание. Космическая колонизация не состоится, если все заинтересованные стороны не будут работать сообща, забыв о границах между странами и научными дисциплинами.

Учёные, конструкторы, специалисты производств, частные инвесторы – важные члены международного космического сообщества. Мы не сможем расширить границы возможного, не привлекая их в полной мере, не учитывая их знания и инновационные идеи. Им нужна платформа, чтобы высказать свои идеи и быть услышанными. Этой платформой призван стать Научно-инвестиционный Конгресс Асгардии. 

– Как Вы думаете, как государство Асгардия может содействовать развитию космической науки? 

– Успех в науке является результатом стратегического мышления. Сейчас Асгардия может провести системную оценку возможностей и угроз, связанных с освоением космоса. Затем последовательно решать проблемы, сосредоточив силы, навыки своих специалистов на устранении препятствий, существующих на пути создания поселений в космосе. 
 
23 67872