В Капернауме, согласно Евангелиям, проходила основная проповедническая деятельность Иисуса Христа. Здесь, в синагоге, Он произнёс проповедь, начинающуюся словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Иисус пришёл в Капернаум после того, как оставил Назарет.
В 19 в. в Капернауме были обнаружены развалины Белой синагоги, но археологические исследования начались лишь в начале 20 века. Здание стоит на развалинах древнего сооружения, возможно, синагоги, в которой проповедовал Иисус.
В Капернауме Иисус обрёл своих апостолов – Петра, Андрея, братьев Зеведеевых, Иоанна Богослова и Иакова и Левия Матфея. В настоящее время Капернаум относится к системе израильских национальных парков.
На фото: Игорь Ашурбейли под деревом баньян (индийский фикус) в монастыре Двенадцати Апостолов. Согласно легенде, Будда Гаутама достиг просветления именно под баньяном.
В монастыре Двенадцати Апостолов, поразившем паломников ярким, ягодным цветом куполов, мы встретились с отцом Иринархом. Он один подвизается в храме, а служить не имеет права, потому что у него нет сана.
Владыка Марк зачитал отрывки из Евангелия от Марка о тех событиях, которые происходили когда-то в этих самых местах, в Капернауме.
В завершение дня мы посетили город Десятиградия Суситу – рай для любителей археологии и природы. Город возник в эллинистическую эпоху как греческая колония и назывался Гиппос (Hippos, «конь» по-гречески, отсюда в переводе на арамейский язык и иврит – Сусита).
«Как мелки», – удачно подметил художник Сергей Матвеев, кивая на уложенные в ряд колонны.
Это место нечасто посещают как туристы, так и паломники. Для того чтобы увидеть Суситу, которая находится высоко в горах, нужно взбираться по крутой каменистой тропинке. И хотя идти по тропинке не так уж и долго, на изнуряющем солнцепёке это может стать испытанием. Но какие же фантастические виды открываются тем, кто решится дойти! Выжженная едва ли не докрасна холмистая долина в сочетании с высоким небом навевает мысли об инопланетном пейзаже.
В городе – руины мощной стены из тёсаного камня, улицы с колоннадой, остатки пяти византийских церквей, римского театра и двух акведуков, иудейские саркофаги.
Несмотря на постоянные ежедневные перемещения, наше путешествие по Израилю было очень комфортным. И во многом за это нужно благодарить водителей, сопровождавших нас в течение всей поездки, Вадима и Алексея. Четкость и точность их работы, налаженное взаимодействие между собой и с паломниками позволили нам без проблем посетить практически все запланированные места. А доброжелательность, ненавязчивая общительность и готовность в любую минуту оказать любую помощь способствовали тому, что расставались мы если не друзьями, то хорошими приятелями. Алексей, спасибо за wi-fi, который вы раздавали со своего телефона в нужную минуту!
Утром 23 июля заместитель Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, директор ИППО в Государстве Израиль Игорь Ашурбейли и митрополит Рязансий и Михайловский Марк встретились с Хаят Радуан – внучкой руководителя ИППО в Палестине Александра Кезмы.
Игорь Рауфович Ашурбейли и владыка Марк стали первыми за 100 лет членами ИППО, встретившимися с Хаят Радуан и её семьёй.
Гостям показали и передали уникальный архив Александра Кезмы, в том числе его секретные дневники – письма брату, известному арабисту Тауфику Кезме. Всем присутствующим подарили фотографии А. Г. Кезмы.
Ради гостей из России собралась вся семья: глава семьи Сухиль, его супруга Хаят, а также их дети – дочь Любна, старший сын Романос и младший сын Низар.
Глава семьи Сухиль и Игорь Рауфович Ашурбейли.
Иисус Христос взошёл вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на «гору высокую», чтобы помолиться. И вдруг «просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». После этого облако рассеялось, и ученики увидели Христа одного и в прежнем виде.
Святая гора Фавор – место славного Преображения Господня. Высота горы 588 метров, возвышается в 9 км к юго-востоку от Назарета. Склоны Фавора покрыты вечнозелёными дубами, оливами, акацией, орешником, олеандром, кустами диких роз и жасмина. На вершине горы расположены два действующих монастыря, православный и католический.
Гора Свержения упоминается в Евангелии от Луки (4: 28–30) в рассказе о первой проповеди Христа в синагоге Назарета. Господь прочитал пророчество Исайи о Мессии и прямо сказал, что ныне это пророчество исполнилось на Нём, тем самым открыв Своё мессианское достоинство.
Евреи называют эту гору «Хар ха-Кфица» или «Гора Прыжка». Согласно Евангелию иудеи, жители Назарета, в ярости хотели сбросить Христа с горы за Его проповедь в синагоге, но Иисус сотворил чудо – прошёл мимо разъярённой толпы, спрыгнул с высокой скалы и приземлился в долине невредимым.
«Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости и, вставши, выгнали Его вон из города; и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его, но Он, прошед посреди них, удалился в Капернаум» (от Луки 4: 28–30).
Высота горы 400 метров; с горы открывается прекрасная панорама: зелёная Изреельская долина, вдали виднеются горы Кармил и Фавор.
Церковь Благовещения находится в Назарете над источником Пресвятой Богородицы, известна также как греческая православная церковь Архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы.
Церковь построена на источнике, к которому Дева Мария приходила за водой и у которого Ей явился ангел со словами: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Источник Пресвятой Богородицы находится в крипте храма, в отдельном притворе, с устроенным над ним престолом. Над престолом находится чудотворная икона «Благовещение у кладезя».
Современное здание базилики построено в 1969 году на месте, где стояла первоначально ранневизантийская церковь, а впоследствии церковь эпохи крестовых походов. Ныне храм имеет почётный статус «малой базилики», присвоенный ей в 1964 году папой Павлом VI. В базилике служат монахи ордена францисканцев.
Благовещение архангелом Гавриилом Пресвятой Богородице описано в Новом Завете единственным евангелистом – апостолом Лукой:
«Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. (Лк. 1: 28-33)»