За обедом владыка Марк напомнил нам, что происхождение слова «паломник» идёт от слова «пальма». Именно с пальмовыми листьями отправлялись в путь паломники. Таким образом, фактически паломники – это те же пальмовники.
Кроме того, паломники не должны забывать ещё об одном значении этого слова: поклонник или поклоняющийся Богу.
И важнейшим качеством для паломника является беззаботливость (именно так. Не беззаботность, а беззаботливость, подчеркнул владыка Марк ). Необходимо отринуть в это время иные заботы и посвятить себя служению и поклонению Господу.
Иерусалимский храм Гроба Господня – святая святых мирового христианства, но выглядит скромно: мощёный плитами неприметный глухой двор упирается в высокий прямоугольник серой неоштукатуренной стены, выложенной из шероховатых известняковых блоков, – фасад знаменитого храма.
Храм Гроба Господня не имеет сторон в привычном понимании, является лишь продолжением теснящих строений – колоколен, ветхих жилых домов, – поэтому снаружи составить представление о скрытом внутри сооружения огромном пространстве невозможно.
Входа два, но один замурован камнями, а другой, с тяжёлыми деревянными дверями, которые каждое утро открывает и вечером запирает палестинец-мусульманин. Этот человек – старший сын в той иерусалимской семье, что в XII веке получила от знаменитого султана Саладина (победителя крестоносцев) ключи к величайшей христианской святыне.
Во времена Саладина представители разных конфессий отчаянно боролись за лучшее место в храме, причём особенно по ночам. К храму стекались толпы верующих с факелами в руках, которые шумом и криками пытались выяснять отношения друг с другом. Чтобы положить конец распрям, со времён Саладина и до наших дней священников, живущих в храме, каждую ночь запирают на ключ.
В 1852 году шесть конфессий – православные, католики, сирийцы, армяне, копты и эфиопы – наконец поделили между собой каждый сантиметр храма, подписав под нажимом турецкого султана договор, и с тех пор соблюдают статус-кво.
Это было удивительное утро!
Митрополит Рязанский и Михайловский Марк отслужил Божественную литургию в храме Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Ему прислуживали наши паломники – игумен Исаакий и протоиерей Сергий .
Члены паломнической группы по благословению владыки Марка причастились.
Церковь Святой Марии Магдалины в Гефсимании – русская православная церковь в Иерусалиме.
Храм находится недалеко от гробницы Богородицы, на склоне Елеонской горы. Церковь Святой Марии Магдалины построена Императорским Православным Палестинским Обществом в память об императрице Марии Александровне. Освящена в 1888 году в честь святой Марии Магдалины.
Для нашего паломничества это особенное место. Ещё несколько дней назад мы побывали на месте смерти Елисаветы Фёдоровны. И вот теперь мы стояли на месте её последнего приюта. Первый раз она побывала здесь с супругом, Великим князем Сергием Александровичем в 1888 году.
С 1921 года в церкви хранятся мощи святой Великой княгини Елисаветы Феодоровны (справа от алтаря в мраморной раке) и её келейницы инокини Варвары (слева от алтаря).
Одна из череды удивительных встреч, которые подарило нам паломничество, – беседа с инокиней Таисией. Два года назад она уже встречалась с Игорем Рауфовичем, и выразила радость от нашего очередного посещения.
Судьба инокини Таисии (в миру Татьяны) достойна отдельного рассказа. «Мы, Лермонтовы, из Скотландии», – очаровательно картавя, сообщила нам инокиня. Оказалось, что она является потомком знаменитого русского поэта, его шотландской ветви. Она родилась в Париже и является крестницей Владыки Иоанна Шанхайского. «Помню, мама мне пела колыбельную, а потом сказала, что это колыбельная Лермонтова», – рассказывает 62-летняя инокиня. И с неистребимым французским шармом ищет у нас подтверждения: «Мне все говорят, что я на него похожа. Правда, я на него похожа?».
А на прощанье, оглядываясь на строгих сестёр, инокиня Таисия доверительно сообщает нам: «Я себя не чувствую француженкой. Я себя чувствую Лермонтовой».
Гефсимания – так называется место в Иерусалиме, где Иисус провёл последние часы своей земной жизни. Наши паломники посетили Гефсиманский сад, где Христос молился и где был предан Иудой. А также помолились в Церкви Всех Наций – Базилике мук Христовых, которая находится в Кедронской долине, между Масличной и Храмовой горой.
Базилика мук Христовых построена в 1925 году на средства 12 католических стран на месте, где согласно священному писанию Иуда предал Христа. Храм поражает своей грандиозностью, в нём нет статуй, нет дневного света, потолок напоминает звёздное небо, перед престолом лежит большой камень, на котором по преданию молился Иисус. На стенах храма великолепные мозаичные картины Гефсиманской молитвы Христа, предательства Иуды и взятия Христа под стражу.
Гефсиманский сад располагается на площади в 1200 кв. м; в саду растут восемь древних мощных величественных оливковых деревьев. Считают, что им более 1000 лет. Название сада происходит от «Гефсиман – сад оливковой давильни». Во времена Христа здесь стояли прессы, на которых давили оливки. Христос и апостолы пришли сюда после Тайной Вечери. На ней ученики узнали, что произойдёт в ближайшие часы: предательство одного из них, отречение другого, конец земной жизни Спасителя.
В Иерусалиме состоялась встреча митрополита Рязанского и Михайловского Марка, заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества Игоря Ашурбейли с Иерусалимским Патриархом Феофилом .
На встречу в здание Иерусалимского Патриархата направилась вся паломническая группа. Патриарх принял гостей в парадной зале Греческого Патриархата. Наши паломники отметили простоту в обращении, доброжелательность и открытость Патриарха Феофила . Игумен Исаакий заметил после встречи, что Патриарх своим примером учит нас укреплению веры и смирению.
В присутствии паломников, в часовне, отслужили чин пострижения в монахи нового члена Святогробского братства – нового монаха Гавриила. Надо отметить, что это событие довольно редкое, поскольку пострижение нового монаха происходит только после смерти одного из членов этой общины. И вновь наша группа получила эксклюзивную возможность своими глазами увидеть уникальный обряд.
Греческие монахи подготовили для каждого участника паломничества памятные подарки – грамоты и иконы, и Патриарх Феофил лично вручил их.
Поле Божественной литургии паломники направились к раскопкам ветхозаветного Иерусалима, осмотрели «Дворец царя Давида», главный источник воды древнего Иерусалима – родник Гихон, сухой туннель под улицей Терапейон, заповедник «Офель».
К экскурсиям присоединился митрополит Михайловский и Рязанский Марк , с неутомимой энергией он возглавил паломников и помог уложиться во все программные сроки плотно расписанного графика.
Одним из ярких впечатлений дня было посещение туннеля царя Езекии, который паломники прошли по колено в холодной воде. Несмотря на то, что есть возможность идти не по воде, а по сухому хананейскому (иевусейскому) туннелю, паломники предпочли вслед за владыкой Марком идти по водному пути – и это событие имело сильный эмоциональный отклик для нашей группы.
Водная часть туннеля составляет порядка 500 метров; идти приходится медленно, подсвечивая себе путь фонариками; туннель то сужается, то расширяется; широкоплечим мужчинам иногда приходилось проходить боком – так узок был проход.
После выхода из туннеля путешественники прошли по улицам города. Паломник Александр Загородних посвятил других членов группы в тонкости устройства древнего водопровода. Затем мы посетили угол стены Храмовой горы, упомянутый во втором Искушении, и где был побит камнями Иаков, брат Господень, и ступени лестницы, по которой Иисус спускался с апостолами.