Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Земля и огурцы в иллюминаторе. Что снится наземным космонавтам в изоляции
14:52 / 27 марта 2024
Неожиданные сны приходят к испытателю Асгардии Ксении Орловой в эксперименте SIRIUS-23. Впрочем, всё объяснимо. Попробуйте сами более 100 дней выдержать на сублимированных продуктах.

79-е сутки изоляции. Запись от 1.02.24 г.

Сегодня меня ожидал приятный сюрприз: заступила новая дежурная бригада на наземном пункте, в её составе моя коллега из лаборатории Элина Жирова и врач Абу Шелли Нелли. Элина за всё время приходит дежурить только второй раз, поэтому каждое её внезапное появление – целый праздник для меня. Очень здорово, когда люди умеют своей улыбкой и позитивом улучшать настроение окружающих, Элина – из их числа.

А тем временем у нас продолжалась циклограмма и шёл 4-й день в проекте «Неделя с испытателем». Рано утром мы с Рустамом (исследователь Рустам Зарипов) сделали фото методики «стресс-контроль», во время которой нельзя двигаться и разговаривать, пока идёт запись ЭКГ.

Днём была психологическая методика с видеоинтервью, которая проходит у нас раз в две недели. В неё входят 33 вопроса, каждый из нас должен записать ответы на видео, предварительно попросив экипаж уйти подальше от радиорубки для конфиденциальности. Чтобы всё успеть, я пошла записывать в числе первых. Обычно делаю это очень быстро. Вопросы сформулированы так, что не предполагают развёрнутого ответа, в формате: «Было? Ощущали?», и я говорю либо «да», либо «нет».

Лишь некоторые подразумевают описание. Например: «О каком блюде или напитке вы скучаете больше всего?» В основном я отвечаю: «Ни о каком». Зачем лишний раз себя дразнить воспоминаниями или тем, что долго ещё будет недоступно. Более того, нет потребности об этом думать. Но если в голове что-то всплывает, тогда честно рассказываю.

Например, с удивлением отметила, что уже дважды снился овощной салат из свежих огурцов, помидоров, лука и зелени со сметаной. До изоляции мне вообще еда не снилась, не помню такого. А здесь прям так ярко, с ощущением вкуса. Всё, как я люблю, вплоть до хлеба, впитавшего юшку от салата. Наверное, это ещё и потому, что обычный для повседневной жизни салат ассоциируется у меня с летом, дачей и собственным урожаем, когда всё кажется гораздо вкуснее, чем купленное в магазине. Один раз внезапно мне вспомнились пельмени. Хотя до изоляции я их ела крайне редко.

В эту же методику входит заполнение опросника из 48 вопросов и моя нелюбимая часть: написание сочинения на тему «Я, другие, мир». Требование: в тексте должно быть не менее 1500 знаков. Для меня это самое сложное. Могу часами отвечать на открытый вопрос, напечатать десятки страниц, но вот эта странная формулировка темы и её рамки отбивают напрочь всё вдохновение и полёт мысли. Обычно меня хватает максимум на одно предложение на каждый пункт: отдельно – «я», отдельно – «другие», отдельно – «мир».

По заданию все должны сами для себя решить, в каком формате и что писать.

Плюс ко всему являюсь ответственной за эту методику в эксперименте, поэтому моя задача – заархивировать с паролем свои ответы, напомнить об этом всем, дождаться архивы от каждого и вечером загрузить на сервер.

Затем засняли видеосюжет про эту методику с Рустамом, где он тоже в качестве примера взял вопрос про еду.

Из тренировок у меня была активная беговая дорожка, а у Рустама – на велотренажёре, и мы записали его видеовпечатление.

Периодически экипаж заглядывает в течение дня в радиорубку в надежде увидеть видеоответы из ЦУПа в сеансы связи. Если подписано адресно – смотрит сам испытатель. Если общее – зовём всех, кто может подойти, чтобы посмотреть вместе.

На общем видео от дежурной бригады Элина адресовала вопрос ко мне, что означает мой новый жест на видео, и продемонстрировала горизонтальный полёт ладони в кадре с движениями пальцев. Я сначала не поняла, о чём речь, но потом мы вместе с ребятами посмеялись. Оказывается, Элина имела в виду мои жесты приветствия и прощания. Да, я действительно делаю руками что-то спонтанное в конце видео DPC, пытаясь тем самым разнообразить прощальное махание рукой. И не замечаю, как иногда это приобретает причудливые формы.

Когда записывали вечернее DPC, я рассказала Элине, что это всего лишь жест прощания. В конце видео, когда бывают мои любимые дежуранты, я всегда складываю пальцы в виде сердечка, адресуя им это маленькое, летающее в воздухе признание. Так как DPC – это всё-таки психологическая методика, поэтому здесь много разговаривать нежелательно. Учитывая, что дополнительно мы записываем этот момент и на специальные диктофоны для оценивания психологами состояния уже по голосу. Остаётся только общаться такими наглядными символами.

Засняли фото и видео, как Рустам записывает вечернее DPC. У каждого есть свои «фишки» и «коронные фразы». Рустам записывает всегда спокойно, максимально мягко, с фирменной улыбкой. У меня DPC стали походить на скороговорку: от частого повторения просто заучила наши стандартные реплики, что позволяет мне отчитаться не более чем за одну минуту. Надеюсь, что это облегчает жизнь дежурным лаборантам, которые обязаны всё видео стенографировать: перепечатывать наши слова для отчётности.

Когда во время сеанса связи дежурные ответили на все наши вопросы, в конце своих видео Элина, Нелли и Ярослав Кулапин (дежурный инженер в этой смене) одновременно втроём из пальцев сложили «летающие сердечки» и синхронно сделали горизонтальный прощальный жест с отсылкой к моему DPC. Это было очень неожиданно, безумно приятно и забавно для всего экипажа. Это видео мы даже сохранили на память. После таких милых моментов настроение сразу повышается на +100.

Осталось 3 дня «Недели с испытателем», в которые у нас по плану, помимо методик, ещё входили сюжеты «Каюта испытателя» и «Книги испытателя». Как выяснилось, на темы про себя Рустам собирался с духом дольше всего, откладывая постоянно на другой день.

Постановщики методики с физическими тренировками сделали меня ответственной за сброс данных, поэтому сейчас, после завершения микроцикла, необходимо было всё им отправить. В этом ещё в первые месяцы изоляции мне вызвался помогать командир, с тех пор так и повелось. Юра (командир экипажа Юрий Чеботарёв) собирает все наши персональные планшеты, сбрасывает через Bluetooth с них данные по частоте сердечных сокращений из специальной программки на свой компьютер. Также сбрасывает данные по тренировкам с пассивной беговой дорожки. Всё это объединяет и отдаёт мне, а я в свою очередь загружаю на сервер для постановщиков. Командная работа в действии даже на таких незначительных, но немаловажных заданиях.

СПРАВКА:
 
Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов. 
 
Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.
 
Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.
Ещё материалы по теме Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции:
 

 

1 377