Когда ты – объект эксперимента. Типичный день в гермообъекте
13:22 / 23 апреля 2024
Члены экипажа SIRIUS-23 одновременно и проводят исследования, и являются объектами исследований. То есть буквально, это добровольцы, на которых ставятся эксперименты. Они хорошо знают, для чего это делается: чтобы однажды люди смогли полететь в дальний космос.
Поэтому относятся к неудобствам, связанным с выполнением различных медицинских и психологических методик, профессионально. Резидент Асгардии врач экипажа Ксения Орлова подробно описывает в своём дневнике, что это за неудобства и что значит быть испытателем.
86-е сутки изоляции. Запись от 8.02.24 г.
Утро началось с прихода Рустама (исследователь Рустам Зарипов). Он пришёл для проведения методики по термогомеостазу с датчиками для кожного кровотока. В сумме на всё отводится около 15 минут. Затем запись видео лица на камеру с тепловизором в течение одной минуты.
Методика «Основной обмен»
По циклограмме у меня подготовка к методике «Основной обмен», а значит, с самого раннего утра уже много задач. По другой физиологической методике в этот же день нужно собирать пробы слюны каждые два часа. Чтобы не пропустить время, ставлю себе будильник на наших наручных актиграфах. Ещё проходит сбор суточной мочи.
Что интересно, даже эти процедуры можно разнообразить. Например, кто-то из постановщиков, подписавших нам заранее до изоляции пробирки для слюны, отнёсся к этому креативно. У нас даже появился квест, когда у кого-то проходит эта методика, – «найди рисунок». На некоторых этикетках пробирок нарисованы какие-то картинки, помимо наших номеров и прочей обязательной информации.
Один раз мне попалась пробирка с ёлочкой. А сегодня целых две иллюстрации: на одной – книжка с лампочкой в духе «Эврика», на другой – схематичное изображение овечки. Чтобы испытатель не ошибся, заботливо подписано и указано стрелкой, что это за животное.
Возможно, этим вдохновилась и наша Ксюша Шишенина (исследователь Ксения Шишенина). Она ответственна за подготовку контейнеров для биоматериалов, накануне клеила и подписывала этикетки. Получив от неё свои контейнеры, я тоже обнаружила на этикетках рисунки: бабочку и ноты. Бабочка – как мой символ, из тех, что мы выбирали каждый для себя ещё до изоляции. А ноты – Ксюша в своём календаре на ноутбуке расставляла себе электронные пометки, что, кому, когда подготовить, для наглядности подбирала каждому эмодзи – я попросила обозначить меня нотами. Наверно, со стороны это покажется ерундой, но в изоляции радуют даже вот такие милые внезапные мелочи.
Затем я иду в медмодуль, где Оля (исследователь Ольга Мастицкая) и Лика (бортинженер Анжелика Парфёнова) проводят мне биоимпедансометрию и измерение по составу тела на аппарате InBody.
Во время импедансометрии необходимо лечь на кровать, не касаясь руками тела, предварительно сняв с себя всё металлическое. Ответственный за методику накладывает по два электрода на кисти и стопы, после чего происходит измерение в течение минуты.
Для измерения на аппарате InBody необходимо встать на платформу и взять в ладони специальные ручки, на которых под большими пальцами располагаются углубления с датчиками. Ты стоишь минуту неподвижно, в это время происходит автоматическое сканирование тела на уровень мышечной и жировой массы.
После я провожу взятие крови, Рустам берёт кровь у меня, а Ксюша Шишенина проводит КОС по капиллярной крови.
На завтраке поздравляю всех с Днём российской науки. В качестве маленького презента – наклейки по научной тематике и немного мармеладок в забавных упаковках в стиле лекарственных препаратов: «Веселин» и «Узбагоин».
А Лика преподнесла нам сделанные своими руками поделки из бисера. Когда-то она вела в детском лагере кружок по бисероплетению и создаёт красивые вещицы. Ксюше Шишениной она подарила ящерицу, зная, что ей нравятся динозаврики. Рустаму – ракету. Юре (командир экипажа Юрий Чеботарёв) – российский флаг. Оленьке – очаровательную лисичку. А мне – розовое сердечко-брелок, на котором сплетены мои инициалы «ОК». Это было неожиданно и безумно приятно.
Подарки, сделанные своими руками, всегда приводят меня в невероятный восторг, ведь человек заморочился, потратил время и вложил старания, чтобы порадовать тебя. Это так ценно! Особенно сейчас, когда мы не можем ничего купить в магазинах. Этот милый брелочек я прикрепила к настольному зеркальцу в каюте на своём столе.
Лика скинула результаты измерений на InBody. Почему-то аппарат решил, что с предыдущего измерения у меня произошло снижение веса за счёт потери мышечной массы. Это меня немного насторожило и огорчило, оставалось надеяться, что по факту это не совсем так.
Определённо радовало другое: с момента начала эксперимента сбросила уже 5 кг. Снижение потребления килокалорий и физтренировки приносят свои плоды. До изоляции я успокаивала себя заблуждением, что никакие диеты для меня не работают и что мне для нормальной работы действительно необходимо много еды. По факту, как это обычно и бывает, просто ни разу не пыталась жёстко отслеживать и взвешивать всё потребляемое в течение дня. Да и в обычной суетной жизни зачастую просто нет на это времени и возможности.
Далее у меня второй этап физиологической методики с термогомеостазом и датчиками ЛДФ. На этот раз дневная сессия проходит в медицинском модуле. После этого снова видео лица за одну минуту.
Оленька провела для меня антропометрию. В неё входят измерения обхвата тела испытателя в разных зонах, роста, веса, измерение жировых складок с помощью инструмента калипер, который будто пытается откусить от тебя те самые жировые складки. Также проводится динамометрия ведущей руки. Оля сказала, что по этому показателю я наиболее сильная среди наших девочек. Может, это и не плохо, но не знаю, как это мне пригодится в условиях изоляции: силовых тренировок в нашем эксперименте нет.
Обед в такие дни получается достаточно плотным, так как после него для методики «Основной обмен» уже нельзя будет употреблять белки в еде и пить содержащие кофеин напитки до 7 утра. Также последние два дня и сегодня особенно мы ведём дополнительную анкету потребляемых продуктов с точным взвешиванием всего. Рустам будет потом пересчитывать эти данные, а поэтому строго следит, чтобы никто не забывал всё взвесить.
Затем Ксюша Шишенина проводила методику УЗИ пяточной кости. Процедура достаточно приятная: из положения сидя нужно опустить оголённую левую ступню с гелем на коже в ложемент аппарата. При включении с двух сторон наполняются тёплой водой мембраны, которые мягко сжимают пяточную кость. Происходит замер плотности кости ультразвуком. После этого мембраны сдуваются. И такую же последовательность нужно повторить 10 раз для получения более точных результатов. Занимает это немало времени, поэтому параллельно я взяла ноутбук и продолжила на нём работать.
Из медицинского модуля вернулась в комнату отдыха жилого модуля, где, по предварительной договорённости, мы с Олей приступили к психологической методике «Парус» – нейроигры.
Расположившись поудобнее на наших сиденьях-мешках и прикрыв дверь в кухню, чтобы не отвлекаться на посторонние звуки, мы вооружились ноутбуками и секундомерами. Здесь необходимо в паре выполнить два теста. Первый – на запоминание 30 слов в течение двух минут. Один запоминает, второй засекает время и следит, чтобы всё было честно.
Когда секундомер достигает нужного значения, испытатель переходит ко второй части – за две минуты нужно записать все слова, которые запомнил. Это упражнение интересно тем, что наверняка каждый придумывает свой способ запоминания. Поначалу я пробовала разные техники, пока не выбрала наиболее эффективную для себя. Так как слова расположены по пять в ряд, я пытаюсь мысленно связать их в общую картинку или историю. Если позволяет фантазия, то связываю ещё и строчки между собой. Благодаря этому удаётся запомнить почти все слова, особенно когда ни на что другое не отвлекаешься. Конечно, предложения или истории получаются весьма странные, так как каждые две недели мы повторяем эту методику с новыми несвязными словами, зато это достаточно увлекательно.
Следующий тест на скорость озвучивания цвета записанных слов. Например, слово «красный» написано жёлтым цветом и озвучить надо именно «жёлтый». На экране такими словами занята вся страница, второй человек засекает время и следит, чтобы не было ошибок. Все эти данные потом записываются. И снова смена ролей. Такое упражнение определённо тренирует скорость реакции и внимательность. В экипаже мы договорились каждый раз чередоваться парами для разнообразия.
Поблагодарив Оленьку за прекрасную совместную работу, я перехожу к заполнению таблицы для «приватной медконференции». С периодичностью раз в неделю-две мы заполняем дополнительно свой журнал медицинского контроля, отвечая на вопрос: что беспокоит на данный момент. Если ничего, то так и пишем: «Жалоб нет, самочувствие хорошее». После заполнения отправляем запароленную таблицу ответственному врачу через руководителя дежурной бригады.
Дальше я иду на тренировку управления ровером. Как обычно, с предварительным тестом на восприятие времени. До ВКД ещё далеко и я не стремлюсь провести за ровером времени больше, чем положено, – отработала за полчаса основной сценарий среднего уровня и пошла дальше, не задерживая циклограмму других испытателей.
Ужин перед «Основным обменом» – всегда непростое испытание. Так как нам не было предложено специальных продуктов для этой методики, мы выбрали сами те, что содержат наименьшее количество белков. За этим очень серьёзно следит Рустам. Поэтому сегодня мой ужин состоял из сублимированного картофельного пюре с кабачковой икрой, хлеба и сублимированного сока «Вишня – яблоко – ананас». Чтобы точно рассчитать время после приёма пищи, поужинать мне нужно было не позднее 19:30 и далее больше ничего не есть. Максимум – можно пить чистую воду, фиксируя это в анкете учёта питания и жидкости.
Спустя некоторое время после ужина Рустам устанавливает оборудование SOT (портативный сомнологический прибор) на тех двух испытателей, кто завтра будет проходить утром исследование по обмену. Сегодня это я и Юра. Датчик крепится на левой руке, как дополнительные объёмные часы с большим экраном, при этом актиграф надо перевесить на правую руку с записыванием времени перевешивания для постановщика методики с актиграфом.
Сомнологический прибор соединён с проводами для измерения ЭКГ, артериального давления через электроды и напальчника с пульсоксиметром. Все датчики и электроды Рустам закрепляет специальными лентами-тейпами, чтобы во время сна не произошло отклеивания. Прибор позволяет мониторировать сон и тем самым контролировать условие выполнения методики основного обмена. Для двойного контроля дважды происходит ещё и измерение давления через обычную манжету – перед установкой и прямо перед сном, что нужно будет отразить на специальном бланке и передать утром Рустаму.
Перед сном проходит третья сессия по термогомеостазу: термовидеография – 1 минута, 15 минут – уже в своей кровати с датчиками ЛДФ, термометрия поверхностей кожи и заполнение самой краткой анкеты по субъективной терморегуляции, состоящей всего из одного вопроса.
После всех других обычных процедур перед сном можно ложиться, но не позднее 23:00 в моём случае, чтобы были соблюдены условия 8-часового сна для «Основного обмена». Спать с оборудованием SOT не очень комфортно: больше всего мешает напальчник пульсоксиметра, так как он состоит из резинового материала и при длительном ношении коже становится некомфортно.
С этим оборудованием мы уже спим далеко не в первый раз, поэтому на провода я уже не обращаю внимание. Спать с часами на обеих руках мы привыкали ещё с октября. Помню, первые дни во время подготовки все делились впечатлениями, говорили, что не могли нормально уснуть из-за объёмных часов на предплечье. Сейчас же мы их уже не замечаем. Даже когда, помимо них, на тебе ещё куча других проводов и ты во всём этом спишь.
Лично я больше беспокоюсь, чтобы электроды не отпали и чтобы у постановщика были хорошие данные. Поэтому периодически включаю экран SOT и проверяю, пишутся ли показатели или надо поправить и приклеить плотнее электроды.
Наконец-то этот длинный день закончился и можно засыпать.
Лично я больше беспокоюсь, чтобы электроды не отпали и чтобы у постановщика были хорошие данные. Поэтому периодически включаю экран SOT и проверяю, пишутся ли показатели или надо поправить и приклеить плотнее электроды.
Наконец-то этот длинный день закончился и можно засыпать.
СПРАВКА:Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов.Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.
Ещё материалы по теме Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции:
- Дневник космического врача из Асгардии. «А ведь это всё на целый год!»
- Как экипаж SIRIUS-23 справляется с лишениями в изоляции
- Шахматы как психологический тренинг
- Нештатная ситуация в гермообъекте и новое испытание для экипажа SIRIUS-23: количество кислорода сокращается
- Музыкальная терапия. Какая музыка помогает испытателю из Асгардии справляться с нагрузками в изоляции
0
262