Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
Как работать над диссертацией в изоляции
13:48 / 27 марта 2024
Известно: чтобы сделать работу, требующую сосредоточенности, надо, чтобы ничто не отвлекало.
Казалось бы, для испытателей эксперимента SIRIUS-23 созданы идеальные условия: почти полная изоляция от общества, внешних раздражителей и потоков информации – что ещё надо. Врач из Асгардии Ксения Орлова действительно пользуется этим, чтобы писать диссертацию. Узнаём, как это получается, из её дневника, что отвлекает, что помогает. Возможно, кто-то из молодых учёных найдёт тут лайфхак для себя.
 
 
75-е сутки изоляции. Запись от 28.01.24 г.

Воскресный день, но как всегда – в рабочем режиме. У меня по плану тренировка на пассивной дорожке. Сейчас идёт месяц коротких, но интенсивных тренировок по 15 минут с максимальными мощностями и скоростями, которые показал испытатель на прошлом тесте.

Как объяснили нам постановщики эксперимента, это нужно для закрепления результата. Пассивная дорожка для меня на 3-м месте из всех тренировок. На неё тратится больше всего сил: скорость твоего движения зависит от скорости перестановки ног на специальном беговом полотне, обеспечивающем более сильное сцепление с обувью для устойчивости.
 
Постепенно выработался свой спортивный гардероб для каждой тренировки. Для пассивной дорожки я надеваю спортивные шорты и кофту для бега из специального материала. Как Лика (бортинженер Анжелика Парфёнова) говорит: «латекс».

У всех универсальные кофты, для меня такой лонгслив оказался слишком длинным по всем параметрам. Недолго думая, я модернизировала эту модель под себя: отпорола по плечевым швам рукава. Получилась стильная ярко-голубая футболка с рукавами по типу «крылья». Это, кстати, облегчило «узнавание» при стирке.
 
 
Во время обеда отметили важный праздник для Оли (исследователь Ольга Мастицкая из Беларуси) – День белорусской науки. Вчера вечером они с Ксюшей (исследователь Ксения Шишенина) приготовили свой фирменный десерт, но переделав его под порционную «картошку». Сверху Оленька украсила каждую порцию «цветочком» из масла, и получилось, как в настоящей кондитерской: невероятно вкусно и красиво. Я помогала моральной поддержкой, фото- и видеорепортажем на память. В ответ поздравили Олю её любимым тёмным шоколадом и наклейками по научно-химической тематике.

Обед сопровождался, как обычно, насыщенными обсуждениями. Иногда бывает так, что одновременно происходят 2-3 параллельных диалога за одним столом. Если кто-то выпадает из разговора в попытках понять, кого же слушать, и мозг взрывается, говорит специальную фразу, которая означает, что суть разговора утеряна, всем нужно остановиться и говорить по очереди. Кодовая фраза: «Когда я был в цирке». Первой её произнесла Ксюша Шишенина.
 

После обеда было немного времени, и я пригласила Рустама (исследователь Рустам Зарипов) обсудить план нового фото- и видеопроекта «Неделя из жизни испытателя». Первым я предложила его пройти именно Рустаму, так как мы с ним больше всего можем рассказать про методики, неплохо говорим на камеру и можем «откатать» схему такого проекта на практике уже для всех остальных. Решила, что с учётом нагрузок такой проект по очереди лучше проводить раз в месяц.
 

Мы открыли циклограмму на предстоящую неделю, прошлись по методикам каждого дня, в свой блокнот я записала краткий план, что и когда нам лучше отснять. Смысл состоит в том, что оператор ходит целый день по пятам за испытателем и снимает практически всё, что он делает, 7 дней подряд. Таким образом мы можем показать реальную обстановку в изоляции и погрузить зрителя в наши будни. С учётом того, что мою личную циклограмму никто не отменял и её тоже нужно выполнять, предварительный план позволял распределить силы и время.
 

Ближе к вечеру основные задачи выполнены, и в похожие дни с таким же графиком я занимаюсь написанием кандидатской диссертации. В начале января, когда после перерыва начала работать в таблицах с данными excel, с удивлением обнаружила, что нужно фактически заново разбираться, как пользоваться этой программой. Пришлось поднимать свои старые работы и записи, которые, благо, были с собой на жёстком диске. Интернета нет и возможности «загуглить» формулу или уточнить что-то подобное – невозможно. Но это тот самый момент, когда осознаёшь: возможно, накопительство – это не так уж и плохо. В изоляции оно меня выручает постоянно.

Для работы, когда требуется сосредоточенность, я подбираю соответствующую музыку, чтобы не отвлекаться на происходящее вокруг.

Иногда я могу сидеть длительное время в попытках сформулировать конкретную мысль или обдумывая процесс. Для таких моментов нужна спокойная фоновая музыка. В изоляции для этого идеально подошли любимые саундтреки Jeremy Soule к компьютерной игре Skyrim. В школьное время и в начале обучения в университете мне очень нравилась вся серия TES (The Elder Scrolls). Попросила у нашей службы медиа загрузить альбом с саундтреками, и, к моему удивлению, там нашёлся один с буквальным названием «Atmospheres» длительностью 42 минуты. Для меня это был настоящий подарок.
 

В этом треке собраны все звуки природы (пение птиц, шум ветра, звуки прибоя и водопада, стрекот сверчков, кваканье лягушек, раскаты грома, шелест дождя, вой снежной метели) с фоновыми приятными мелодиями этнических инструментов. Мы как раз с ребятами в экипаже во время обсервации обсуждали, что надо будет загрузить такую музыку, чтобы вспоминать недостающие нам звуки природы в изоляции. Для спокойной работы это именно то, что нужно.

В другие моменты, когда процесс на пике активности и достигаю максимальной концентрации, скорости в описании чего-то конкретного, отлично подходит электронная танцевальная музыка в духе trance, когда тоже задаёшь себе ускоренный ритм за счёт частых битов в наушниках. Это должен быть сплошной поток музыки без слов, чтобы на них не отвлекаться, и ещё одно важное условие – трек должен быть мне приятен и хорошо известен. Тогда я не реагирую на его «новизну» и не пытаюсь оценить.
 

Многие могут сказать: «Это всё ведь мешает!». Но у каждого человека свой метод эффективного выполнения поставленных задач. Так я работаю ещё со школы, годами тщательно составляя свой «рецепт». В таких монотонных процессах, как чтение научной литературы на фоне дефицита сна, есть большой риск просто уснуть от однообразия. А музыка держит моё сознание в состоянии бодрствования, выступая как полезный раздражитель.

В плане работы над статьями или диссертацией жёсткий диск со старыми запасами данных и на личном компьютере очень выручают. Мне потребовалось немало времени, чтобы по крупицам собрать и структурировать все полезные файлы на них, которые могли бы пригодиться. Некоторые даже стали своего рода открытием, когда я просто сохраняла что-то когда-то, но не смотрела, а сейчас это оказалось как нельзя кстати – тем драгоценным искомым звеном.

Так как нет интернета, подходит абсолютно всё: и фотографии слайдов с конференций по моей специальности, и университетские сохранённые электронные книги, и бумажные книги нашего Института медико-биологических проблем с лекциями и отчётами по экспериментам, которые нам благосклонно предоставило руководство в общую библиотеку экипажа.

Один раз на интересную мысль меня натолкнула даже познавательная информация в листке-вкладыше к тюбикам «Космопита», которые у нас есть в рационе меню.

Здесь ты начинаешь осознавать, что случайности не случайны, и насколько важен внимательный подход ко всему в условиях ограничения как обычных, так и информационных ресурсов.
 
СПРАВКА:
 
Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов. 
 
Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.
 
Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.
Ещё материалы по теме Асгардия в SIRIUS-23. Записки из изоляции:
 

 

0 284