В изоляции члены экипажа SIRIUS-23 лишены многого из того, что привычно и практически не замечается в повседневной жизни. Этих лишений меньше, чем на космической станции, и всё же они становятся существенными уже в первые недели изоляции. Депривация – одно из основных условий в изоляционном эксперименте. Как шесть смельчаков-добровольцев справляются с нею – отслеживаем по дневникам резидента Асгардии врача экипажа SIRIUS-23 Ксении Орловой.
8-е сутки изоляции. Запись от 22.11.23 г.
Днём нам надо было заснять видеоприветствие для молодёжной конференции. Появился законный повод «нарисовать лицо» на какое-то время. Было забавно наблюдать за реакцией парней, когда все девочки накрасились. Это было безмолвное замирание на минуту с полуулыбкой. И это понятно: уже привыкли даже за это короткое время к нам без макияжа.
Хорошо, что хоть на праздники и для официальных видео можно будет вспомнить о своей женственности. Одежда, в которой мы находимся здесь каждый день, – что-то среднее между спортивным и домашним стилем в формате унисекс. А мужской дезодорант в единственном варианте для всех оказался всё же с неявным, но запахом мужского древесного парфюма – тоже не особо радует женскую половину экипажа.
Единственное, что меня ещё хоть как-то поддерживает в ощущении себя девушкой – это своя пижама из приятной на ощупь ткани, я не смогла отказать себе хоть в такой незначительной радости.
10-е сутки. Запись от 24.11.23 г.
Сегодня была методика ПЧХ (пространственно-частотная характеристика органа зрения), посвящённая исследованию контрастной зрительной чувствительности на цвет. Она достаточно продолжительная, нужно два часа сидеть в темноте, чтобы не было никакого отвлечения на другие раздражители, кроме экрана компьютера.
Находиться в наушниках во время этой методики не рекомендуется – можно уснуть или пропустить что-то. Поэтому назначается ассистент, который следит за испытуемым, чтобы он не спал, и помогает ему ориентироваться по инструкции и аппаратуре в темноте. И как бонус – помогает беседой. Мне кажется, это классное и командообразуещее дополнение в целом. Ведь мы постоянно в коллективном общении, а поговорить один на один с человеком удаётся достаточно редко.
В этот же день меня посетила гениальная идея во время обеда. У нас от упаковок кофе 3 в 1 в подарок к каждой прилагается мини-пакетик с шоколадной крошкой, чтобы посыпать кофе сверху. Но мы не используем их регулярно, стали копить на всякий случай.
Когда в очередной раз решала сложную задачу, что же взять к чаю в нашем скудном рационе, меня осенило. Можно взять несколько пакетиков с этой крошкой, развести её водой и покрыть изюм с орехами, которые у нас есть в качестве перекуса. Дело не заставило себя долго ждать – следующие часа два я увлеклась изготовлением шоколадных конфет. Попробовала разные комбинации: с молочной «Алёнкой», с изюмом, орехами и даже яблоками.
Лучше всего, конечно, получилось с крошкой, которой достаточно было минимума воды для образования идеального шоколадного ганаша. Ребята оценили. Вообще, в условиях дефицита продуктов мозг начинает усиленно работать на изобретательность и смекалку. Например, Юра придумал делать компот. У нас из ореховой смеси для перекуса всегда оставалось много изюма. Он промывает изюм, измельчает, подрезает к нему яблоко и заливает кипятком. Через несколько подобных «настоев» получается целый кувшин насыщенного вкусного компота. То ли ещё будет в нашей «Сириусной книге рецептов»!
13-е сутки. Запись от 26.11.23 г.
Договорились, что пока график позволяет и вечером есть свободное от методик время, можно собираться и устраивать совместный кинопросмотр. Условились чередоваться: у каждого отведён свой день, в который член экипажа может предложить к общему просмотру свой любимый фильм или что хочет. Из моих предпочтений посмотрели фильм «Последний рывок» про космический полёт в изоляции к спутнику Юпитера – Европе. Это малоизвестный фильм, но меня он впечатлил потрясающей игрой всего одного актёра, который наглядно показал, что может происходить с человеком в космической изоляции при дальних полётах. Рада, что ребятам он понравился: все отметили, что в нашей ситуации он достаточно познавательный и есть над чем задуматься.
Как и стоило предполагать, в маленьких коллективах с набором из разных типов личностей, разного возраста и взглядов, при постоянном нахождении друг с другом могут возникать непростые ситуации в общении. Как правило, на почве шероховатостей характеров каждого. После таких историй, если я в них попадаю, я отправляюсь в край самобичевания и могу надолго погрязнуть в размышлениях: как работать над собой, чтобы подобного больше не повторялось.
В таких размышлениях после напряжённого разговора я работала за компьютером на кухне. Вдруг ко мне подходит Рустам (Рустам Зарипов) и молча кладёт руку на плечо. Я оторвала взгляд от экрана и растерянно посмотрела на него с немым вопросом. Но по фирменной благодушной улыбке и понимающему взгляду увидела, что это был жест поддержки. Озвучивать ничего и не потребовалось.
На самом деле иногда, по сути, больше ничего и не надо: просто достаточно знать, что кто-то тебя поддерживает, даже без слов, всего лишь мысленно и одним лишь взглядом. Для меня этот момент стал откровением, и я была за него невероятно благодарна, моё настроение действительно улучшилось.
18-е сутки. Запись от 02.12.23 г.
Суббота – день уборки. Мы смогли найти применение колонке от караоке: включаем через неё музыку во время совместного труда. Но если раньше каждый включал свой плейлист, то потом решили делать общий. От каждого я попросила по 5-10 треков, чтобы включать потом в рандомном режиме. На этой неделе музыку пока сдали не все, опробовать новую концепцию смогли на 35 песнях. Это было действительно круто! Оказалось, что у нас в чём-то совпадают представления об энергичной весёлой музыке и большинство были довольны плейлистом. Остальные же пообещали внести и свою лепту, чтобы всё было честно.
Даже станцевали с Ликой (Анжелика Парфёнова) под песню Queen – Don’t stop me now из коллекции Рустама – хвалебный танец уборки из всех самых банальных народных танцевальных движений.
Также поддержали и внедрили в общую систему идею Лики – принимать душ под музыку. Я раньше никогда не слушала музыку и не пела в душе, но тут оказалось, что это очень даже прикольно – насладиться своего рода местным сириусным «спа», пока есть такая редкая возможность. Ведь в изоляции всё воспринимаешь иначе и начинаешь ценить больше, чем в обычной жизни.
Каждые три дня по психологической методике «Операторская деятельность», за которую ответственна Ксюша (Ксения Шишенина), она развешивает в наших каютах плакаты с бифрактальными изображениями, в качестве борьбы с монотонией и однообразием. По большей части эти плакаты вызывали у нас недоумение – изображения геометрических фигур или природы, но чёрно-белые.
На меня, честно говоря, чёрно-белый лес или чёрно-белое поле с ромашками навевает лишь тоску. А чёрно-белое фото древесины интерпретировала как фото углей костра. Юра (командир экипажа Юрий Чеботарёв) сразу начал бороться с этой несправедливостью, вооружившись цветными маркерами и карандашами. Я не спешила делать то же самое – пока нахожусь в стадии отрицания, попросив вешать плакат на уровне крючков одежды, которыми эти изображения можно просто закрыть.
В свою очередь, постепенно начинаю добавлять каждую неделю те изображения, которые приятны мне. Так, напротив входа в каюту, над столом, появилось китайское панно с 9 карпами кои. Затем на дверь изнутри наклеила интерьерную наклейку – фотографию рассвета в горах. Вот то, что действительно меня визуально радует.
Но также уже созреваю для того, чтобы начать раскрашивать бифрактальные плакаты по методике (этого нам делать не запрещали).
19-е сутки. Запись от 03.12.23 г.
Как всегда, утро воскресенья провели в заготовках на неделю. Но – о чудо! В этот раз ребята смогли найти в коробках сюрпризы. Например, мы случайно выяснили, что всё-таки у нас есть не один вид хлебцев, а целых три! Немедля вскрыли и накинулись на дегустацию новых вкусов, ведь это хоть какое-то разнообразие. Точно также и с внезапно обнаруженным японским какао. Я даже забрала себе этикетку от стика, так как коллекционирую этикетки попробованных японских продуктов. Они настолько необычные, что сохранить продукт не позволит срок годности, но вкус останется в памяти, а красивая этикетка с иероглифами – в коллекции.
Попытки составить собственный план действий поверх нашей научной циклограммы постоянно терпели поражение. Начались регулярные методики, каждый из постановщиков хочет увидеть свою аппаратуру в действии в рамках такого масштабного эксперимента. Поэтому необходима регулярная фото- видеорепортажная работа, помимо которой есть также отбор и редактирование годных кадров – тоже крайне важное и трудоёмкое занятие. Посоветовавшись с ребятами, было принято совместное решение делегировать данную работу от меня всему экипажу.
Приступила к регулярным медицинским обязанностям, в которые входит взятие венозной и капиллярной крови, что требует предварительной подготовки. В этом эксперименте, в отличие от предыдущих, врач экипажа самостоятельно собирает и подписывает пробирки, подготавливает всё для взятия крови.
В прошлых экспериментах это сделано было заранее, снаружи, и члены экипажа испытывали затруднения, когда происходили сдвиги в циклограмме, а пробирки подписаны другой датой и можно было запутаться. Насобирав всё необходимое со склада, я ушла в медицинский модуль и пару часов находилась там одна, подписывая и подготавливая всё необходимое, ведь нужно было взять по 16-18 пробирок на каждого члена экипажа.
20-е сутки. Запись от 04.12.23 г.
Сейчас на первый план выходят мои личные переживания и мысли. По сути, изоляция – это как перепрошивка себя. Сначала надо удалить всё то, что было в тебе «до», освободить место, чтобы затем загрузить новые данные. Этот процесс требует постоянной работы над собой, фильтрации своего состояния и эмоций, длительного внутреннего диалога. Конечно, он не будет сиюсекундным. И да, игнорирование проблем не означает их отсутствие. Рано или поздно надо их признать, встретиться лицом к лицу и начать над ними работать, чтобы совершить дальнейший шаг вперёд, если есть стремление и цель чего-то достичь.
Самый сложный вопрос, с которым пришлось столкнуться в этот период – это: «А кто я есть на самом деле?». Что во мне от природы, что – от жизненного опыта, а что – было навязано? Если откатиться и сбросить броню опыта, кто на самом деле прячется за ней? Заново познакомиться с собой настоящей – та ещё шоковая терапия, если ты об этом не задумываешься годами.
Что есть «жизнь» ВНЕ длительной изоляции? Суета, спешка, быт, вечное движение вперёд, «день сурка», проблемы, их решение, задачи, планы, договорённости, взлёты и падения, смена впечатлений, взаимодействие с большим количеством людей, социум, погода, новости и т. д.
А что есть «жизнь» в длительной изоляции? За тебя всё решено. Что и когда ты делаешь. Что ешь, во что одеваешься. Ты начинаешь уже примерно понимать немногочисленных людей вокруг тебя, этот круг неизменен день ото дня. Тебе уже не нужно на них производить какое-либо впечатление, свои выводы насчёт тебя они тоже уже сформировали.
Руки сами делают научные задачи, которые постепенно переходят в монотонию из-за частых или даже ежедневных повторений. Пропадает эффект новизны. Обстановка уже не кажется тебе необычной. Основной дискомфорт и вопросы адаптации решены. По сути, ты остаёшься один наедине с собой, даже несмотря на то, что находишься в коллективе. Наедине со своими мыслями. Ведь время замирает.
К 20-м суткам мы поняли, что начинаем путаться в датах, днях недели, сутках миссии. А иногда и времени суток. «Голос» собственных мыслей начинает звучать ярче и чётче – теперь он уже перестаёт быть «фоновым белым шумом», а выходит на первый план. Появляется возможность обдумывать свои слова и действия, рефлексировать. И, как следствие, чаще замечаешь свои промахи, каждая ситуация не воспринимается как нечто мимолётное, что можно забыть и бежать дальше.
Здесь – бежать просто некуда. И бегать от себя также становится невозможным. Нет привычных раздражителей и способов отвлечения из обычной жизни, за которыми заглушался голос мыслей, которые переключали твоё внимание. Нет возможности бесцельно «сёрфить соцсети», отключая мозг, залипать на бессмысленную ерунду, называя это «отдыхом».
Нет возможности «надевать маску» и «играть роль». Ты – как на ладони под камерами 24/7, как на ладони перед другими членами экипажа. Можно собирать себя по крупицам, составляя мозаичный портрет настоящего себя. А пока это только период ознакомления, который растянется в квест длиною 365 суток. Мне кажется, лучше аутотренинга просто и невозможно придумать.
Вопрос останется только в том, что ты будешь делать с приобретаемой информацией о себе. По сути, мы все шестеро находимся сейчас на этом перепутье.
СПРАВКА:Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 365 суток. Все это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов.Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.