Валерий Николаевич Ганичев – прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России. |
По какой-то счастливой случайности это было Антиохийское подворье, далёкой и близкой нашему православию сестры-церкви. Той церкви, которая и была основана апостолами в Антиохии в начале их благовествования... В городе Хомсе, после мудрой встречи с писателями, замечательного эллегического вечера у одухотворённых сирийских интеллигентов, было какое-то состояние духовного наполнения. Однако утро подарило нам ещё одну радость.
– Время мало. Надо быть в 12 в Тартусе, – показал на часы наш мудрый переводчик и сопровождающий Макдух.
– Всё-таки в начале едем в храм Пояса Богородицы, – сказал всезнающий и всевидящий в Сирии Олег Бавыкин.
Макдух согласился, ибо перечить Олегу, прожившему в Сирии много лет, было трудно. Тот всегда проявлял блестящие знания всех сирийских памятников, дорог, блюд, да и всего, что было в этой стране. Он и повёз нас короткими путями к церкви Святой Марии. Этот белый храм стоит на возвышении в окружении пальм и оливковых деревьев. Поднимаемся к нему по широким ступеням, заходим за ограду и из надписи узнаём, что построен он в 38 году! Поразительно. Ведь тогда прошло всего пять лет после распятия Христа.
И тут, в нынешнем Хомсе на этом месте возникла одна из первых церквей. Конечно, этот нынешний храм, наверное, возведён на месте того первого. Но никто не подтверждал и не опровергал той первой цифры. И мы отнеслись к храму, как к тому, первородному. В храме тихо. Служба окончена. Покупаем свечи, ставим их в песок перед крестом и иконами. Это принято здесь, на Востоке. Видел это и в армянской церкви, и в католической. У нас чаще предпочитают металлические многосвечники. Ставишь и чувствуешь – ты примостил свечу в твоё, предназначенное твоей свечке, гнездо.
Дальше идём в святая святых. В придел, где хранится пояс Богородицы. За решёткой и стеклом, в круглом металлическом цветке – хранилище, в центре которого хрустальный глаз-иллюминатор – виден пояс Святой Марии. Его привез сюда в 87 году святой Фома. Простой тёмный поясок даёт сигнал оттуда, из самых библейских глубин. Кажется, что и от него идёт теплота, доброта и печаль Святой Марии. В благоговении поклонились, преклонились и совершили молитву.
Пояс исчезал перед лицом нашествий и разграблений на 300 лет, но потом снова был обнаружен в серебряном ковчеге и возвращён храму.
Выйдя из храма, остановились у скульптуры одного из митрополитов Антиохийских. Узнаём, что сейчас в резиденции и нынешний митрополит. Поднимаемся к нему на второй этаж, в дом, стоящий рядом за оградкой. Митрополит Путрос Сильвано Аль-Номель зорко и внимательно осмотрел нас, степенно благословил.
Предложил чашечку, вернее было бы сказать, напёрсток ароматного крепчайшего кофе, который здесь, наверное, пили и во времена апостолов. Рассказывает, что Антиохийская церковь самая древняя из христианских церквей, она апостольская и ортодоксальная, то есть православная. Именно в Антиохии последователями Христа было усвоено наименование христиан. Именно отсюда начал проповедовать святой Павел. Тут были проведены многие Соборы Церкви.
Антиохия стала в те времена центром развития богословской школы, которую возглавлял Иоанн Златоуст. Да, велики заслуги Антиохийской церкви в отстаивании христианства. Сегодня распространение её влияния не столь широко, не столь велико количество её сторонников, как в те времена. Но нас окружает немало истинных, верных Богу христиан, – закончил Путрос свой рассказ и одарил нас иконкой Святой Девы Марии.
Мы преподнесли ему икону Владимирской Божией Матери, приобретённую в московском Сретенском монастыре. Потеплев взором, митрополит проводил нас до выхода.
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли