Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
11:23 / 27 апреля 2016
Сергей Степашин: Неформат в наших головах
11:23 / 27 апреля 2016
Больно слышать, что наше общество в последние годы стало гораздо меньше читать, забыло о художественной литературе, всё реже обращается к классикам за поиском ответов на «проклятые вопросы» современности.
Сергей Степашин
Сергей Степашин, Председатель
правительства РФ (1999),
председатель Счётной
палаты (2000–2013),
Председатель ИППО
 
Казалось бы, эка беда: на дворе кризис, санкции, бюджет трещит по швам, а я – о книгах.
 
Но дело не только в том, что именно у классиков можно найти решение многих злободневных проблем современности. Утрата культуры чтения постепенно ведёт к дезориентации мировоззрения, деградации морали и нравственности, а затем неизбежно – и сознания человека.
 
Особенно опасно такое забвение основ нашей культуры для молодёжи, которой очень легко манипулировать в интересах различных политических сил. И если тенденция сохранится, мы можем просто потерять будущее поколение ментально – так, как это случилось на Украине, где движущей силой всей майданной незалежности стало дезориентированное поколение 90-х.
 
Говорю об этом ещё и в связи с тем, что недавно исполнилось 15 лет Российскому книжному союзу, которым бессменно руковожу на протяжении всего этого времени. Сегодня одна из главных задач, едва ли не первостепенная – добиться получения государственного статуса Национальной программы поддержки и развития чтения в России. Мы её подготовили и подписали на Санкт-Петербургском книжном салоне ещё в 2006 году. Владимир Путин на первом Российском литературном собрании в 2013-м подтвердил, что программе нужен государственный статус, но дело до сих пор не сдвинулось. Чиновники объясняют ситуацию недостатком средств…
 
И всё же некоторые элементы задуманного вошли в целевую программу «Культура России». Москва и Санкт-Петербург разработали свои региональные программы, и они действуют. Что-то удалось реализовать в Государственной думе, в том числе меры по защите авторских прав.
 
 
Утрата культуры чтения ведёт к дезориентации мировоззрения, деградации морали и нравственности, а затем неизбежно – и сознания человека.
Сергей Степашин
Сегодня задача Российского книжного союза – вернуть нашей стране статус самой читающей; возродить традиции семейного чтения.
 
Здесь стоит задаться вопросами… А что для нас означает читающая страна? Первично качество чтения или только навык? 
 
Конечно же, качество важно. Но оно невозможно без навыка, без страсти к чтению.
 
Есть исследования, согласно которым Россия входит в первую тройку стран: это уровень чтения среди детей с 6 до 12 лет, а дальше – провал. Взрослые люди, около 70 процентов, вообще ничего не читают. Ничего! Можно представить, о чём эти нечитающие сограждане говорят между собой, со своими детьми, как их воспитывают. 
 
Кстати, сегодня только пять процентов детей первую книгу получают от родителей. В основном это делают дедушки и бабушки.
 
Утрачено стремление комплектовать домашнюю библиотеку. А вот у меня именно с ней связаны мои первые книги. Сначала мне их читали родители, а потом уже сам подходил, брал и буквально впивался глазами в строчки. Мы должны вернуть старую русскую традицию семейного чтения. Именно русскую. 
 
Что можно предпринять? Представим, как было бы хорошо на федеральном канале, скажем, в формате «Говорящая книга» организовать выступления политиков, писателей, художников, пап и мам с беседами о прочитанном. Но чиновники от ТВ нам говорят: «Неформат». Чувствуется, для них неформат – всё, что не приносит рекламных денег.
 
Конечно, шире необходимо использовать и потенциал кино. Экранизация литературных произведений всегда являлась сильнейшей популяризацией книги. Стоило на экраны выйти фильму по роману «Идиот», к примеру, и роман Достоевского буквально смели с полок магазинов. Сейчас ждём фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина» по роману Льва Толстого…
 
 
Сегодня только 5% детей первую книгу получают от родителей. В основном это делают дедушки и бабушки.
Сергей Степашин
Жизнь подсказывает, что просто необходимо развивать также выставочное движение. В прошлом году мы впервые провели Приволжскую книжную ярмарку. Сергей Филатов организовал на Северном Кавказе Лермонтовские чтения. Миллионы людей приходят на такие мероприятия. А посмотрите, как в лучшую сторону меняются книжные магазины, будь то «Буквоед» в Москве или «Дом Зингера» в Петербурге, или «Москва» и «Московский дом книги». Ведь это же не просто торговые точки. Это театры книги, места отдыха. И народ туда идёт. Но это капля в море в масштабе нашей великой страны.
 
Хотелось бы вернуть и то, чем так увлекалось моё поколение в 60–70-х: встречи читателей с писателями, поэтами, вечера поэзии… Словом, не грех вспомнить всё доброе, что было, и в то же время освоить новые подходы в воспитании любви к книге, страсти молодёжи к чтению.
 
Сверхзадача всех этих усилий – образование и просвещение младого поколения. Вот почему Российский книжный союз проводит рецензирование учебников по литературе и истории. Нами же была выдвинута инициатива, поддержанная президентом страны, – возвращение экзамена по литературе и русскому языку.
 
Задача Российского книжного союза, повторю, – вернуть стране статус самой читающей. И мы будем добиваться этого вопреки сегодняшнему суровому времени. 
 
 
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.
 
2 1857