Палестина (часть I)
19 июля в 13.30 мы приземлились в аэропорту Бен-Гурион. Нас встретил представитель паломнического Центра Святого апостола Фомы. Оказалось, что сопровождать нас будет доктор археологических наук и историк Михаил. Он представил нам Алладина, водителя автобуса, в котором нам предстояло провести больше недели. Алладин сразу же оправдал своё имя – как будто ниоткуда достал большой латунный сосуд и напоил всех горячим ароматным кофе по-восточному. Предложенные им необычайно вкусные финики дорисовали образ повелителя джина.
Прибыв в Яффу, наша группа посетила Русскую Духовную Миссию, где в храме Святого апостола Петра мы совершили первую совместную молитву на Святой Земле.
Храм Святого Петра в Яффе
В 1888 году, в присутствии Великих князей Сергия Александровича и Павла Александровича Романовых и Великой княгини Елисаветы Феодоровны, на территории Миссии было положено основание будущему храму.
В 1894 году храм был освящён Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Герасимом II в честь Святого апостола Петра, особо почитаемого в этом городе. Участники паломничества прошли по улицам древнего города Яффы и посетили места, где гуляли Сергий Александрович и Елисавета Феодоровна.
Яффа – город, где апостол Пётр воскресил праведную Тавифу. Тавифа – одна из учениц Христовых, женщина добродетельная и милосердная, – тяжело заболела. В то время в этих местах проповедовал Святой апостол Пётр. К нему были отправлены гонцы с просьбой о помощи. Когда апостол пришёл к дому Тавифы, она была уже мертва. Преклонив колена, Первоверховный апостол сотворил горячую молитву ко Господу. Затем подошёл к одру и воззвал: «Тавифа, встань!». Она поднялась совершенно здоровой.
Ныне на территории подворья Русской Духовной Миссии сохранилась погребальная пещера праведной Тавифы с византийской мозаикой.
На закате мы приехали в Иерусалим, где и разместились в гостинице Старого города.
20 июля, рано утром, надеясь избежать полуденного зноя, мы отправилась в греческий православный монастырь «Малая Галилея».
Если при входе в монастырь держаться левой стороны, пройдя между оливковыми деревьями, то вы окажетесь у часовни, построенной на том месте, где, по преданию, Пресвятая Богородица получила от Архангела Гавриила известие о предстоящем ей скором пeреселении в Царствие Небесное. Тут мы увидели небольшое кладбище квадратной формы и поклонились скромной могиле известного скитоначальника Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря из Пермской губернии – игумена Серафима (Кузнецова). Он был духовным наставником Елисаветы Феодоровны, и именно он, неоднократно рискуя жизнью, сохранял мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны от Алапаевска до Иерусалима.
К сожалению, о жизни игумена Серафима в Иерусалиме известно мало.
Протоиерей Иоанн у могилы игумена Серафима
Храм Благовещения, в котором молился игумен Серафим
Келья игумена Серафима, где он провёл последние годы своей жизни
Затем наша группа отправилась на самую вершину Елеонской горы – в Спасо-Вознесенский православный женский монастырь.
В его главном храме, в северо-восточной части, находится обрамлённая оградой могила главы Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) (1817–1894), завещавшего быть похороненным здесь. Мы совершили литию у его могилы и почтили память учёного-византиниста, Почётного члена Императорского Православного Палестинского Общества, церковного деятеля, с именем которого связан период расцвета деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
Место, на котором, согласно преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения её сына – Иисуса Христа (вид снаружи храма)
Камень, на котором Богородица стояла во время вознесения Христа (вид внутри храма)
Архимандрит Антонин (Капустин)
Также паломники посетили часовню Первого и Второго Обретения Честной главы Иоанна Предтечи. Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) – ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев. Наш сопровождающий Михаил показал нам бобы, которыми питался Иоанн Предтеча, их называют акриды. По другой версии, акриды – это вид съедобной саранчи.
После обезглавливания Иоанна, по приказу Ирода Антипы, главу святого захоронили в неизвестном месте. Через много лет вельможа Иннокентий при копании рва для фундамента церкви обнаружил кувшин с реликвией, которая была опознана по исходившим от неё знамениям. После обретения главы Иннокентий её бережно хранил, но перед смертью, опасаясь, что реликвия будет поругана, спрятал её в своей церкви.
В правление императора Константина Великого в Иерусалиме глава Иоанна Предтечи была найдена двумя монахами-паломниками, которые прибыли в город поклониться Гробу Господню. Позднее реликвия оказалась у священника-арианина, он спрятал главу в пещере около города Емессы.
Позднее над пещерой возник монастырь, и в 452 году явившийся, по преданию, архимандриту обители Иоанн указал на место сокрытия своей главы. Она была найдена и перенесена в Константинополь.
На месте обретения главы, в часовне Обретения главы Иоанна Предтечи Спасо-Вознесенского монастыря, мы совершили молебен
Побывала наша делегация и на месте Вознесения Господня на Елеонской горе – в Храме Вознесения Господня (Имвомон), который заложила равноапостольная царица Елена в начале IV века. В 614 году храм был разрушен персами, после чего восстановлен Патриархом Иерусалимским Модестом в 632–634 годах.
Напротив западного входа, в полу часовни, находится камень, обрамлённый прямоугольной мраморной рамкой, врезанной в скалу. Камень имеет выемку в форме отпечатка левой человеческой стопы. Стопа Спасителя или «стопочка» – так называли этот камень русские паломники. Поскольку Стопа Спасителя обращена на север, русские паломники делали вывод, что «Он возносился на небо с лицом, обращённым к северу, к России, и, возносясь, благословлял её».
Вид на Елеонскую гору
Спустившись ниже по Елеонской горе, паломники посетили храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, где покоятся святые мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и её келейницы инокини Варвары. Этот храм построен императором Александром III в память о своей матери императрице Марии Александровне. При освящении храма, в октябре 1888 года, присутствовали и Великий князь Сергий Александрович с княгиней. Уже тогда Елиcавета Феодоровна твёрдо решила принять православие.
Храм стоит у подножия Елеонской горы, соприкасаясь с местом Моления о Чаше, – вблизи гробницы Богоматери, напротив Святых ворот Святого града, красующегося на противоположной стороне Иосафатовой долины, – через эти врата Спаситель въехал в Иерусалим на осле. Отныне святая гора Елеон украшена двумя русскими храмами: один стоит у подножия, другой – на вершине горы.
Освящение храма во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме в 1888 году. Художник: И. Г. Машков
В этот же день состоялась официальная встреча заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества ктитора Патриаршего подворья храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе Игоря Ашурбейли и епископа Каменского и Алапаевского Мефодия с Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Феофилом III.
Елеопомазание у мощей Святой Елисаветы
Ещё в главе «Москва – Екатеринбург – Алапаевск – Иерусалим»:
Краткая история в датах паломничеств по скорбному посмертному пути Святой Елисаветы
Россия, Екатеринбург – Ганина Яма
Россия, Верхотурье – Меркушино
Палестина (часть I)