Если спросить большую часть преподавателей, воспитателей, работников учебных заведений, как они воспринимают свой труд, то услышим в ответ, что для них это просто работа. То есть человек работает педагогом так же, как другой специалист инженером, машинистом, бухгалтером.
Вместе с тем понятие работа имеет в церковном контексте двойственный смысл. Работа – это не только то, чем человек занят большую часть времени и за что получает деньги, это не только синоним слова труд. В библейском смысле слова работа – это рабство.
Перед Великим праздником Светлого Христова Воскресения вспоминаются события Ветхозаветной Пасхи, когда Господь «спас свой народ от горькой работы фараонитской». То есть, говоря попросту, спас от египетского рабства. Поэтому в церковном сознании работа – это труд по необходимости и по принуждению, который порой ещё и оплачивается. И в этом смысле любая работа – это какая-то обязаловка, рутина.
В церковном языке мы употребляем и другие слова для обозначения понятия «труд». Например, слово «служение». Мы говорим: священник служит, а не работает, военный служит, а не работает. То есть служение – это не просто затрата определённого количества времени на занятия каким-то трудом. Служение – это дело всей жизни. То, что не ограничено рабочим временем, трудовым договором и так далее.
Продолжение цикла публикаций «Труд учителя – работа или служение?»
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.