О возможностях комплексов С-400 «Триумф» и перспективных разработках систем ПВО рассказал генеральный директор конструкторского бюро «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли.
– Какими разработками занимается головное системное конструкторское бюро «Алмаз-Антей»?
– ОАО ГСКБ «Алмаз-Антей» имеет отношение ко всем разработкам, производимым в области противовоздушной, противоракетной обороны РФ. Наиболее значимыми являются наши системы С-25, С-75, С-125, С-200, С-300, а в 2006 году мы завершили свою не последнюю, но на данный момент крайнюю разработку – систему С-400 «Триумф», которая встала на боевое дежурство в городе Электросталь. Иногда мы с удивлением слышим из прессы про «четырёхсотку»-невидимку в ряде регионов России, но я ответственно заявляю, что система С-400 несёт боевое дежурство там же, где она и была на него поставлена – в Электростали. А на учения, подобные тем, которые проводятся в Ашулуке, С-400 просто выезжает, меняет место дислокации, как ей и положено, поскольку система является мобильной и может вести боевые действия в любой точке планеты с развертыванием с марша в течение 5 минут.
– Чем зенитно-ракетная система «Триумф» С-400 превосходит предыдущие комплексы?
– Я считаю, что неправильно сравнивать комплексы друг с другом, потому что каждая система на своем историческом участке времени решает поставленные перед ней задачи. С-300 и С-400 отличается в разы по всем характеристикам: по дальности поражения целей, по количеству целей, по количеству сопровождаемых и поражаемых целей, по возможности работы в условиях помех, по количеству дивизионов в полку, по количеству ракет и т.д. Это новое поколение системы. Хотя для нас С-400 уже не является новым поколением, поскольку прошло уже 2 года, как мы завершили разработку, мы производим её авторское сопровождение в войсках, но коллектив уже давно занимается разработкой других систем и комплексов различной дальности.
– Многие страны проявляют интерес к новейшей системе ПВО «Триумф». Какие экспортные соглашения уже имеются на сегодняшний день и какие планируются?
– Это является государственной тайной. Я могу сказать только то, что с двумя странами подписано два крупных соглашения на количество дивизионов, превышающих цифру 10. Возможно, что первые контракты будут заключены уже в конце этого года.
– Перед предприятием стоит задача по разработке новейшего комплекса ПВО «пятого поколения». Какие требования заявлены для С-500? В какой стадии работа по созданию?
– Мы вышли с предложением государству о создании комплекса пятого поколения несколько лет назад и приступили к работам около 2 лет тому назад. Завершён эскизный проект, проводится техническое проектирование и, я считаю, что работы мы завершим в течение 4-5 лет. С-500 предназначена не для тех классов оружия, которые существуют сегодня в мире, она для поражения классов оружия воздушного нападения, которые только сейчас находятся в разработке у ведущих мировых держав. С-500 – это не система противовоздушной обороны, это система противоракетной обороны.
– Являются ли наши новые системы ПВО гарантом безопасности воздушных рубежей России?
– Система ПВО ПРО должна не только защитить, но и дать возможность нанести ответный удар, и только при взаимодействии этих двух компонентов можно говорить о надёжном прикрытии воздушно-космических рубежей. Мы в состоянии и на сегодняшний день, и на день создания системы С-500 обеспечить воздушную защиту.
– Как будут представлены комплексы «Триумф» в Ашулуке на учениях «Боевое содружество–2009»?
– Это вопрос к военным, потому что юридически мы отношения к этой технике уже не имеем, мы её сдали в войска и будем принимать участие в этих учениях только с точки зрения авторского надзора и присмотра за системой. Насколько мне известно, система будет стрелять по двум типам мишеней: аналогу крылатой ракеты, которая будет маневрировать на сверхнизких высотах в условиях сильного помехового противодействия, и аналогу ракеты Атаконс со сверхмалой отражающей поверхностью. На учениях военные стреляют по своим мишеням, которые моделируют иностранные средства, и те, которые будут мишенями в Ашулуке по своим характеристикам гораздо серьезнее и опаснее, чем то, что может к нам прилететь по воздуху на самом деле. Поэтому учения будут проводиться с большим запасом прочности с точки зрения типов поражаемых целей.