Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
20:13 / 10 сентября 2008
Идеолог создания зенитного ракетного оружия
20:13 / 10 сентября 2008
Академик Александр Расплетин – автор многих перспективных технических решений, которые находят свое воплощение в зенитных ракетных системах XXI века.

Доклад И.Р. Ашурбейли на научно-технической конференции, посвященной творческому наследию академика А.А. Расплетина
В связи со 100-летием со дня рождения академика А. А. Расплетина 10 сентября 2008 г. в конференц-зале Российской академии наук состоялась научно-техническая конференция, посвященная жизни и деятельности Александра Андреевича Расплетина, его вкладу в создание противовоздушной, противоракетной и противокосмической обороны страны. В ней приняли участие известные ученые страны, ветераны предприятия и оборонной промышленности, Вооруженных Сил РФ. 
 
С основным докладом на конференции выступил генеральный директор Открытого акционерного общества «Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина» Игорь Ашурбейли:
 
Научно-техническая конференция, посвященная творческому наследию академика А. А. Расплетина, является чрезвычайно важной и знаковой. Она является таковой не только из-за знаменательности события и яркости личности, чей 100-летний юбилей мы отмечаем в эти дни. Есть и иные причины.
 
Юбилей Расплетина практически совпал с 60-летием возглавляемого им как первым генеральным конструктором предприятия. Также он совпал с практическим завершением опытно-конструкторских работ по созданию зенитных ракетных систем ПВО, технические основы которых были заложены Расплетиным и его ближайшими учениками.
 
Таким образом, мы сегодня фактически подводим итоги целой эпохи Александра Расплетина и созданной им лучшей в мире научной школы в своей области. Однако с учетом сегодняшних реалий и новых угроз я предложил бы рассмотреть научно-техническую деятельность Расплетина в геополитическом разрезе.
 
Изначально создание КБ-1 – это первое название нынешнего ГСКБ «Алмаз-Антей» им. Расплетина - в 1947 г. было результатом начавшейся холодной войны в контексте противостояния Сталина-Трумэна-Черчилля. Ввиду необходимости наращивания внешнеполитического влияния Советского Союза в геополитических конфликтах того времени из-за угрозы применения против нашей страны ядерного оружия в 1950 г. перед Расплетиным была поставлена задача создания непроницаемого щита противовоздушной обороны вокруг Москвы. Под эту задачу практически с нуля был создан мощный коллектив разработчиков, создавший и поставивший на вооружение уникальную систему С-25 «Беркут» в рекордные и на сегодняшний день сроки –  5 лет.
 
Созданные под руководством Расплетина в последующие годы системы С-75, С-125, С-200 также послужили успешному разрешению в пользу нашей страны целого ряда крупнейших геополитических конфликтов.
 
До 1960 г. полеты в стратосфере (выше 12 тыс. м) были абсолютной вотчиной ВВС США. Разведывательные полеты безнаказанно проходили над всей территорией Союза. Политики и военные были бессильны.
 
Строительство стратегически важных объектов на собственной территории ввиду творившейся вакханалии американской воздушной разведки становилось бессмысленным. И вот в 1960 г. системой С-75 был сбит американский самолет-разведчик У-2, пилотируемый Пауэрсом.
 
На такой высоте – 22 тыс. 750 м – американцы никак не ждали русских ракет. Ситуация была разрешена.
 
Карибский кризис. Куба. Пожалуй, самый пиковый с точки зрения вероятности третьей мировой войны момент.
 
Американская авиация готова к массированному авианалету на Кубу с последующим десантированием. Мы готовы к ответному удару. Последствия непредсказуемы. Но первый же штатовский самолет-разведчик подбит расплетинской системой, «неожиданно» оказавшейся на Кубе.
 
Авианалет становится бессмысленным. Начинаются дипломатические переговоры, приведшие к разрешению кризиса и сохранению независимости Кубы.
 
Нападение Америки на Вьетнам. Война на уничтожение целого народа. Огромные человеческие потери вьетнамской стороны – нашего союзника. Соответственно снижение нашего международного авторитета и геополитического присутствия в Юго-Восточной Азии. И вот Советский Союз поставляет во Вьетнам системы С-75.
 
Когда потери американской авиации, до того имевшей абсолютное господство в воздухе, стали неприемлемыми для США, война была ими проиграна. Кстати, для справки, пилотом одного из сбитых расплетинской системой американских самолетов был нынешний кандидат в президенты США Маккейн, попавший после катапультирования во вьетнамский плен. Вот посмеемся, если его выберут.
 
Можно еще привести примеры участия расплетинских систем в боевых действиях в Ливии, Египте, где также решались важнейшие геополитические задачи Советского Союза. Всего ЗРС С-75, С-125, С-200 были поставлены сотнями в 36 стран мира. Можно только представить себе совокупный военно-технический и геополитический эффект, полученный в результате нашей страной.
 
Перед самым своим уходом из жизни Расплетин заложил системо-технические основы системы С-300, которая заступила на боевое дежурство в 1978 г. и с тех пор в разных модификациях и с глубокой модернизацией является основной системой, обеспечивающей защиту воздушного пространства России, Белоруссии, Украины и большинства других стран СНГ. Само наличие системы с такими уникальными тактико-техническими характеристиками, известными американцам, в арсенале нашей страны предотвратило не один геополитический конфликт. А если бы у руководства нашей страны 1980-1990-х гг. политическая воля была бы не слабее, чем в советские времена, то многих сегодняшних проблем бы не было.
 
Я имею в виду в первую очередь развязанную США войну против Сербии в 1999 г. Совсем уже старенькая система С-125 поразила тогда американский самолет-невидимку F-117, выполненный по технологии «Стелс». А если бы на защиту воздушных рубежей Белграда встала система С-300? Имели бы мы сейчас Косово?
 
Другой пример – заключенный контракт на поставку С-300 на Кипр. В ужасе оказалась Турция – полный контроль значительной части ее воздушного пространства. И опять дается слабина. Система «уезжает» на отдаленный Крит, где и стоит по настоящее время. Останься она на Кипре, имели бы мы сейчас американский флот в Черном море благодаря Турции, давшей ему проход через Босфор?
А вот Китай, закупивший не один десяток трехсоток, успешно решает с их помощью свои геополитические задачи.
 
Интересно отметить тот факт, что всегда, во всех случаях тем или иным образом наши системы ПВО выступали оппонентами именно американских агрессивных планов геополитического характера. Причем они носили характер именно асимметричного ответа, своей экономичной с точки зрения финансистов и при этом колоссальной оборонительной мощью не допуская, упреждая перерастание конфликтов в «большую» войну.
 
Таким образом, становится очевидным, что уже во второй половине ХХ века системы зенитного ракетного оружия противовоздушной обороны, разработанные Б. В. Бункиным и А. А. Леманским под руководством академика Расплетина, играли важнейшую, а порой и ключевую роль не только в обеспечении безопасности собственно воздушного пространства Советского Союза и, в последующем, стран СНГ, но и в решении политических задач позиционирования нашей страны как крупнейшего геополитического игрока планеты.
 
Конечно же, решения о применении оружия принимает высшее политическое руководство страны, применяет это оружие Министерство обороны РФ. Но надо помнить и о том, что без выдающегося гения академика Расплетина и его научной школы, созданных им вооружений не о чем было бы принимать решения и нечего было бы применять в сфере противовоздушной обороны для решения геополитических задач.
 
ХХI век, без всякого уже сомнения, пройдет при доминирующей роли как в сфере обороны, так и в сфере превентивного разрешения геополитических проблем, под флагом противовоздушной, противоракетной, противокосмической обороны, в целом воздушно-космической обороны. Я не рассматриваю здесь, без сомнения, важнейшую роль сил и средств ядерного сдерживания ввиду явной апокалипсичности такого сценария.
 
Характер действий НАТО в Югославии, Афганистане, Ираке это убедительно показал.
 
Сегодняшняя ситуация – дежавю начала холодной войны и геополитического противостояния, о котором говорилось ранее. Готова ли Россия к новым военным и геополитическим вызовам и угрозам ХХI века?
 
Решения по Южной Осетии и Абхазии говорят о том, что, в политическом аспекте Россия полностью готова к вызовам ХХI века. В военном аспекте Россия готова частично. Почему частично в военном аспекте? Во-первых, из-за недооценки собственного же, российского, производства, старых систем ПВО, воевавших, к сожалению, на стороне Грузии и нанесших урон нашей авиации в зоне конфликта, что еще раз, увы, трагично подчеркнуло важность противовоздушной обороны в современных конфликтах.
 
Во-вторых, ввиду необходимости создания новейших систем ПВО-ПРО 5-го поколения, которые должны прийти на смену детищам Расплетина, исходя из перспектив развития оружия воздушно-космического нападения вероятного противника.
 
А вот готова ли Россия в аспекте оборонной промышленности?
 
Основания для оптимизма имеются.
 
В 2002 г. создан Концерн ПВО «Алмаз-Антей» как основа для консолидации военной промышленности в целях разработки и производства перспективных средств и систем ПВО, ПРО, воздушно-космической обороны. На базе входящего в состав концерна НПО «Алмаз» завершается создание Головного системного конструкторского бюро «Алмаз-Антей» им. академика А. А. Расплетина, призванного объединить разработчиков систем объектовой ПВО, ПВО ВМФ, ПВО Сухопутных войск, ПРО и АСУ.
 
Начало века ознаменовано завершением разработки системы ПВО-ПРО поколения 4+ С-400, система принята на вооружение, полным ходом идет ее серийное производство.
 
Решением ВПК в соответствии с «ГПВ-2015» нам поручено создание единой системы зенитной ракетной обороны ПВО-ПРО 5-го поколения. В состав системы систем, как мы ее называем, войдет ЗРС С-500, решающая задачи ПРО на угрожаемых направлениях, ЗРС С-400, ЗРС средней дальности «Витязь», ЗРК малой дальности на базе технических решений ЗРК «Тор-МЗ» и ЗРК «Панцирь», ЗРК сверхмалой дальности «Морфей» и номенклатура унифицированных командных пунктов, обеспечивающих АСУ ЕС ЗРО 5-го поколения в целом.
Преемникам Расплетина есть чем заняться в ближайшие годы. Тематика ПВО-ПРО вновь актуальна и востребована страной.
 
Говоря о творческом наследии Расплетина, нельзя не сказать о том, что из недр возглавляемого Расплетиным КБ-1, «Алмаза», вышли такие научные коллективы, ставшие самостоятельными и известными фирмами, как «Факел» (ракетостроение), НИИРП (объектовое ПРО), «Вымпел» (система контроля космического пространства и система предупреждения о ракетном нападении), НИИДАР, «Комета». Кроме «Кометы», все они вошли в состав Концерна ПВО «Алмаз-Антей», что позволяет уже сегодня ставить перед нами амбициозную задачу интеграции указанных направлений с ЕС ЗРО ПВО-ПРО и создания уже единой системы воздушно-космической обороны России и ее союзников поколения 5+.
 
Уверен, что создание таких систем, как и прежде, послужит стратегическим геополитическим интересам России в складывающейся весьма непростой мозаике международных отношений. Однако ограничения в дальнейшей перспективе развития зенитных ракетных систем обусловлены уже причинами, лежащими в плоскости, диктуемой законами физики.
 
Необходимо незамедлительно приступать к исследованиям в области оборонительного оружия 6-го поколения, имея в виду лазерное и иные виды вооружений на новых физических принципах, в т. ч. оружия направленной энергии.
 
И вот тут, как и прежде, в расплетинские времена, необходим теснейший тандем отраслевой и академической науки. Без Академии наук и академических институтов никак не обойтись. Необходим новый прорыв в фундаментальных исследованиях. 
 
Нам нужны новые, неординарные решения в сфере отечественной элементной базы, композитных материалов, мощных лазеров, нанотехнологии и прочее, которые не вели бы нас по тупиковому, по сути, пути дублирования существующих технологий Запада. Нужен нестандартный прорыв, ход конем, что-то необычное. 
И тот факт, что сегодняшняя научно-техническая конференция, посвященная 100-летию со дня рождения академика Расплетина, проходит в стенах Академии наук России, является, на мой взгляд, знаковым событием, открывающим новую эпоху в развитии совместных фундаментальных и прикладных научных исследований в области воздушно-космической обороны и вооружений 6-го поколения по крайней мере на первую половину ХХI века.
 
В заключение позвольте предложить вашему вниманию ряд выводов:
 
I
1. Практически во всех основных геополитических конфликтах второй половины ХХ века политическое и военное руководство страны использовало зенитные ракетные системы и комплексы, разработанные под руководством академика А. А. Расплетина.
 
2. Применение систем ПВО в геополитических конфликтах сыграло существенную, а зачастую и ключевую роль в их разрешении в интересах СССР и его правопреемника – России.
 
3. ПВО по праву можно назвать важным геополитическим оружием ХХ века, а Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, первого Генерального конструктора КБ-1, «АЛМАЗа» академика А. А. Расплетина - представителем широкой плеяды выдающихся граждан нашей страны, предотвративших развязывание третьей мировой войны в соответствующем историческом периоде.
 
4. Задачи, поставленные в предшествующий период времени перед промышленностью ПВО, полностью выполнены.
 
II
1. Новые реалии ХХI века показывают, что роль ПВО, а также ПРО и ВКО в разрешении грядущих и уже обозначенных геополитических конфликтов будет все более и более возрастать.
 
2. В условиях существующего военно-политического курса России промышленность в лице Концерна ПВО «Алмаз-Антей», его головного разработчика ГСКБ «Алмаз-Антей» им. Расплетина и серийных заводов в полном объеме приступила и готова в кратчайшие сроки реализовать создание ЕС ЗРО ПВО-ПРО 5-го поколения в целях обороны воздушных рубежей России, ее союзников, обеспечения свободы внешнеполитического и геополитического маневра руководства России на стратегических направлениях.
 
3. Необходимо приступить к полномасштабной разработке системы ВКО, включая ЕС 3РО ПВО-ПРО, СККП, СПРН, АСУ ВКО.
 
III
1. Следует немедленно активизировать фундаментальные и прикладные исследования в области вооружений 6-го поколения при тесном взаимодействии РАН, Министерства обороны РФ и Концерна ПВО «Алмаз-Антей».
 
Игорь Рауфович Ашурбейли – генеральный директор ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» имени академика А. А. Расплетина, кандидат технических наук
0 1925