Однако если попросить рядовых прихожан назвать имена апостолов, то, думаю, многие затруднятся назвать имена даже двенадцати, не говоря уже о семидесяти. Назовут евангелистов. И это естественно. А те, кто читает Новый Завет регулярно, может быть вспомнят и авторов Посланий.
Но два имени особо запечатлены в сознании верующих. Это апостолы Пётр и Павел. Их знает всякий.
Святая Церковь объединяет в один праздник поминовение этих двух совершенно разных, на первый взгляд, людей. Разных – по происхождению, образованию, характеру, по степени близости к Спасителю. Апостол Пётр был с самого начала верным учеником Христа, был свидетелем многих сокровенных событий земной жизни Спасителя. Апостол Павел не знал Христа и был Его гонителем. Апостол Пётр был необразованным галилейским рыбаком, апостол Павел – римским гражданином, элитой тогдашнего общества, получившим самое лучшее образование, в том числе богословское.
Какими же критериями руководствовался церковный разум, когда поставил рядом именно Петра и Павла? Апостолы Пётр и Павел принесли наибольшие плоды на ниве миссионерского служения, именно они более других потрудились в проповеди Слова Христова как среди иудеев, так и среди язычников. Неслучайно Церковь называет их «первоверховными апостолами». Их любовь ко Христу была столь пламенной, что они обошли с проповедью много стран. Причём апостол Пётр больше проповедовал делом, а апостол Павел – словом. И эти два типа проповедника ярко запечатлены в нашем сознании.
Такая сила духовная исходила от апостола Петра, такая благодать действовала в этом ученике Христовом, что даже тень его несла чудодейственную силу. По пути следования апостола люди выносили своих родных и близких, страдающих тем или иным недугом, и когда тень проходящего Петра осеняла больных, то они получали исцеление.
Апостол Павел – это уже учитель слова, учитель премудрости человеческой, «избранный сосуд», также призванный Самим Христом проповедовать «перед народами и царями и сынами израилевыми» (Деян. 9, 15). Странствуя из страны в страну, Павел писал в пути свои знаменитые Послания, которые, по словам святителя Иоанна Златоуста, ограждают Вселенскую Церковь подобно стене, построенной из адаманта.
Каким контрастом может показаться апостол Павел на фоне простых галилейских рыбаков! Однако и в этом заключён особый промысел Божий. Благая весть пришла ко всем: и к простым людям, и к образованным. И апостолы, каждый в силу своих дарований, кто простыми словами, кто языком культуры своего времени просвещал своих современников, принося в их дома Благую весть.
Христианство – это устремлённость в будущее, это открытость апостольскому призванию. И Церковь призывает каждого из нас быть в меру своих способностей продолжателем апостольского подвига, яркими выразителями которого являются первоверховные апостолы Пётр и Павел.