Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
19:30 / 22 июня 2015
Добрые люди, созидатели, подвижники, милостивцы, благотворители
19:30 / 22 июня 2015
В общество, в мир вбрасываются миллионы частиц информации, многие из которых полезны и усваиваются человеком, некоторые просеиваются сквозь сознание по причине своей ненужности, другие же оседают в умах и сердцах, накапливаясь и превращаясь в определённую критическую, отравляющую душу массу.
 

Валерий Николаевич Ганичев  прозаик, доктор исторических наук, председатель Союза писателей России.

То, что делают с нами СМИ, телевидение, поистине ужасно. Они с утра до вечера куют апокалиптический образ нашей жизни, издеваются над верой и нравственностью, они утверждают образ торжествующего мирового Зла, они показывают лишь сцены смерти, порнографии, смакуют кровавые казни и пытки, они занимаются пропагандой порока, стреляют в человеческие души ядом распада, тления, разложения. Они, а вернее их бесовские хозяева, хотят вытравить из нашего сознания понятия и примеры Добра, Подвижничества, Героизма, истинного служения Богу, отечестволюбия и любви к ближнему.
 
А ведь человеку, входящему в жизнь, подростку, школьнику, студенту нужно представлять, что мир отнюдь не находится только в руках зла, что история нашего Отечества полна подвигами, подвижничеством, добрыми делами. И задача наших православных педагогов, преподавателей, учёных, писателей, журналистов, издателей, подлинных заботников Родины – населять учебники, книги, уроки этими живительными образами и примерами из отечественной истории и нашей окружающей жизни. Конечно, это святые, это мученики и подвижники нашей Церкви. Ведь всего-навсего каких-нибудь десять лет назад первые русские святые Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская не могли попасть на страницы учебника или хрестоматии. Ибо, заявляли ревнители советского светского образования: церковь отделена от государства. Предлог надуманный и лукавый. Как будто не Сергий Радонежский пёкся о державном единении русских земель, не он благословил Дмитрия Донского на судьбоносную битву, не он дал ему в знак соединения Церкви и Государства двух своих иноков. Так может, и Дмитрия Донского надо было от государства отделить?
 
Как будто не митрополиты, первоиерархи Московские Алексий, Пётр, Иона, Макарий вложили весь свой православный Дух, свой недюжинный ум, свои великие способности в то, чтобы превратить Московское княжество в Святую Русь – великую державу на Восточно-Европейской равнине.
 
И эта логика отделения героического подвижнического прошлого от сегодняшнего дня существовала долго. В одном случае – до 1941 года, когда смертельный враг был в сорока километрах от Москвы. И тогда прозвучало перед уходящими в бой полками: «Пусть вдохновляет вас образ великих предков...». Затем, уже в советское послевоенное время, эта логика рухнула вместе с провозглашавшей её системой.
 
Хорошие, добрые люди должны быть в нашем сердце, знании, ведь христианская Церковь имеет своей целью воспитывать хороших, добрых, святых людей. Есть же русская пословица «Земля стоит святыми людьми». И если они исчезают из нашей жизни, если их не знают, не замечают – значит будет плохо, значит грядут большие беды.
 
Конечно, мы понимаем, что понятия «святой», «добрый», «хороший» не всегда совпадают. Если святой, то он всегда добрый и хороший, и таких, конечно, не так уж много. Но тех, кто борется со злом, с грехом, кто утверждает добро, их значительно больше, и их воздействие на мир безусловно положительно.
 

Добрые люди, хорошие люди, как много их среди нас, как много их в нашем Отечестве! Но кто знает их, кто рассказывает о них? Конечно, с точки зрения православного христианина, о добре, сделанном тобой, не следует много говорить, а тем более хвалиться или требовать благодарения. Это так, но окружающие-то люди могут знать, могут приводить в назидание хорошие примеры. Ведь Первоучитель наш не забывал отметить хорошие поступки и деяния встречающихся ему людей.

К сожалению, создать художественный образ положительного человека, хорошего, да ещё постоянно хорошего и доброго, не так легко. Епископ Вениамин (Федченков), издавший в Париже книгу «Хорошие люди», писал: «...Большею частью в книгах изображаются дурные, грешные, страстные... Я однажды обратился с таким вопросом к второстепенному, правда, писателю. И он сказал мне, что таких хороших людей, очевидно, очень мало в жизни. И это, конечно, верно с христианской точки зрения. Церковь на то и создана, чтобы из грешных, плохих людей выделывать лучших. Но эти лучшие должны быть на примете наряду с плохими, ещё не сделавшимися хорошими. Несомненно, но тут есть и другая причина. Она – в самих писателях. Действительно, в написанной писателем книге отражается, преломляется биография самого писателя, человека тоже грешного. Он и выводит их, пишет о подобных же грешниках со знанием, убеждением, пониманием». И далее: «Конечно же, им хотелось выводить идеальных, то есть хороших людей (и здесь гоголевские метания понятны – В.Г.), поэтому эти идеальные типы в нашей литературе были далеко не часты, несмотря на добрые пожелания писателей». Русская литература и вывела этих людей из народа – каратаевы, няни, касьяны из Красивой Мечи и так далее. Что же касается церковных людей, то это должна делать Церковь, – говорил епископ. И с одной стороны, это сделано и делается «Житиями святых», «Патериками», «Отечниками», с другой – утверждается проповедями, традициями, преданиями. И нет сомнения, что ученик, молодой человек, должен знать эти книги, читать, слушать проповеди, вникая в предания. Это для него не мифология Древней Греции, а своего рода панорама и кодекс заветных образов и мыслей, с которыми мы должны его знакомить.
 
Многому повредила в знании и воспитании зловредная практика исторического разрыва: всему, что было до 1917 года, давалась отрицательная оценка, святые люди и подвижники Святой Руси и России чернились и предавались забвению. Достаточно вспомнить небезызвестных академиков Покровского и Минца. Затем за 10 – 15 лет «перестройки» постарались забыть героев и подвижников советского периода и что, конечно, совсем прискорбно, была попытка предать забвению матросовых, космодемьянских, молодогвардейцев, бросить тень на Гагарина, Жукова, Карбышева. Я был одним из тех, кто организовывал в Советском Союзе «Поход по местам боевой и трудовой славы молодёжи». Это был впечатляющий поход тысяч и миллионов молодых людей, школьников, студентов, которые разыскивали могилы павших воинов, встречались с Героями Великой Отечественной войны, выпускали стенгазеты, создавали музеи славы. За 15 лет была создана мощная духовная связь между героическим подвигом отцов, и дедов, и миллионами детей, подростков, юношей 60-х и 70-х годов. Потом поток движения сузился, а затем и вовсе иссяк. Но герои-то безусловны! Неужели либеральные реформы должны зачеркнуть мужество Александра Матросова, бесстрашие Зои Космодемьянской, преданность Родине молодогвардейцев, стойкость воинов Бреста, Севастополя, Сталинграда и Ленинграда? Наш долг и обязанность вернуть их на страницы учебников, в сердца и души юношества. И, конечно, наш долг и святая обязанность рассказать о духовных подвигах и подвижничестве Сергия Радонежского и Серафима Саровского, Нила Сорского и патриарха Гермогена, святителя Иннокентия и патриарха Тихона, Ксении Петербургской и оптинских старцах. У нас в ряду великих русских святых воителей, защитников Отечества, так необходимых для укрепления духа армии, – Александр Невский и Дмитрий Донской. Рад сообщить, что недавно духовно рассмотрены деяния великого адмирала и милосердца Фёдора Фёдоровича Ушакова, и в июне состоится его церковное прославление как святого в Санаксарском монастыре, где он упокоен.
 
Я рад этому всем сердцем, потому что, изучая жизнь и деятельность адмирала, написав книгу о нём в серии «Жизнь замечательных людей», видел и чувствовал, сколь духовно высок был подвиг русского адмирала, как отдавал он силы русскому моряку, одерживая с ним великие победы, как строил храмы, создал первую греческую православную республику после трёхсотлетнего османского ига, как раздал свои богатства морякам и солдатам 1812 года. Он долго и усердно молился в Санаксарском монастыре, у стен которого и погребён.
 
«Добрый человек», согласно словарю В. Даля, определяется как человек «дельный, сведущий, умеющий, усердный, исправный; добро любящий, добро творящий, склонный к добру, ко благу; мягкосердечный, жалостливый...». Правда, добавляется в словаре, – иногда «слабый умом и волей». Вот в этом, скорее всего, подчёркивалась некая бесхитростность, а по-современному – отсутствие прагматизма. А в таких народных поговорках, как «Час в добре побудешь – всё горе забудешь», «Лихо помнится, а добро век не забудется» – оно прославляется.
 
В других – «За добро не жди добра», «Добро не лихо, бродит в мире тихо» – подчёркивается бескорыстность добра. Ведь добро отметит Сам Бог («За добро Господь плательщик»). Деятельное стремление человека к Добру подчёркивалось такими качествами на Руси, как «добродетельность» и «добродетель» – синонимы благотворительности и добротворства. «Но именно добра и милосердия не достаёт сейчас всему миру», – сказал при открытии Рождественских чтений Святейший Патриарх всея Руси.
 
Ну а сегодня-то, спрашивает молодой человек, сегодня-то, где они, эти хорошие, добрые люди? Да их немало, может быть тысячи, может быть миллионы.
 
Мы во Всемирном Русском Народном Соборе, в Союзе писателей, в "Роман-журнале XXI век", в ряде других наших изданий задумались: как нам всё-таки открыть для общества, для школы, для читателя хороших людей, доброделателей, благотворителей, милосердцев, сегодня существующих, как их обнаружить, как рассказать о них, как сделать, чтобы их пример вдохновлял молодых, находил продолжение.
 
– Предполагается провести Соборную встречу «Добрые люди России».
 
– Направить письма в газеты, журналы, на телевидение с просьбой рассказать о добрых людях, подвижниках, благотворителях, собрать сведения о них, завести при «Роман-журнале XXI век» картотеку добрых дел, выпустить брошюры и книги об их делах.
 
– Давайте напишем сочинения в младших и старших классах о добрых и хороших людях. Пусть школьники оглянутся вокруг, пусть вспомнят исторические примеры. Надеюсь, мы проведём всероссийский конкурс «Добрые люди».
 
– Давайте создадим Всероссийскую общественную организацию «Добрые люди». Взносом при вступлении в неё пусть будет доброе, бескорыстное дело помощи людям и Отечеству.
 
– Пусть детские, школьные организации объединятся в одном бескорыстном деле (как раньше были тимуровцы или «витязи» в русском зарубежье) помощи старикам, инвалидам, воинам Отечественной, Афганской, Чеченской войны.
 
– Через «Роман-журнал ХХI век» мы будем регулярно выпускать информационный бюллетень и готовить обзоры печати.
 
Хватит чернить наш народ, выливать на него ушаты грязи, видеть в нём носителей зла, пьянства, разврата. У нас много добрых, талантливых и отзывчивых людей. За ними будущее.
 
Давайте соединим добрых людей и их дела в единое духовное поле нашего Отечества!
 
Святейший Патриарх сказал о современной России: «Множество обездоленных, страждущих людей, лишённых полнокровной и достойной жизни, взывают о помощи. И церковь, восстающая после долгих десятилетий гонений, хотя и находится в тяжелейшем положении, всеми силами стремится помочь им. Она ищет любую возможность соработничества с государством и обществом в делах добра и милосердия. Эти дела нельзя откладывать, надо помнить, что не оскудеет рука дающего. «Всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес., 5, 15) – как никогда актуальны эти апостольские слова».
 
Всемирный Русский Народный Собор и Союз писателей России начинает свою часть работы по объединению и соединению добрых людей и благотворителей, представления молодым хороших примеров для подражания и воспитания тем самым достойных граждан России.
 
Да поможет им и всем нам в совершении добрых дел Господь!
 
 
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.
 
1 2619