«Аллигатор» выходит в море
18:20 / 28 августа 2015
На витрине стенда Ассоциации военно-промышленных компаний на «МАКС-2015» можно увидеть динамически настраиваемый гироскоп размером с футляр для фотоплёнки, весьма компактный рулевой привод, уникальную разработку «Конструкторского бюро-1» – индивидуальную систему оперативной рекогносцировки «Глаз» и многое другое.
Опубликовано в газете «Труд»
Опубликовано в газете «Труд»
Наш корреспондент передаёт новости с Московского международного авиасалона.
Призрак санкций витает над Жуковским. И вроде площадь Московского международного авиационно-космического салона не сократилась, и общее количество участников по-прежнему солидно: на 28 тыс. кв.м свою продукцию представляют 600 отечественных и 156 зарубежных фирм из 30 государств, а 7 стран – Белоруссия, США, Швейцария, Бельгия, Иран, Чехия и Франция – даже выступили с собственными национальными экспозициями. Но только при ближайшем рассмотрении понимаешь: значительная часть разноцветного муравейника «МАКС-2015» принадлежит мелкорозничной торговле.
Как и раньше, пеших визитёров в дни массовых посещений с 28 по 30 августа на авиасалон доставят бесплатные шаттлы от платформ «Отдых» и «42-й километр», а автолюбителей – автобусы от бесплатной парковки в аэропорту Быково. Главное отличие от прежних лет – отдельные входы для обладателей электронных билетов (таковым обязательно придётся захватить с собой паспорт!) Кроме того, в пятницу на «МАКСе» можно бесплатно побывать студентам дневных отделений (правда, прежде требуется пройти регистрацию на сайте авиасалона – фактически оформить безденежный электронный билет). Внутри сразу же сталкиваешься с изобилием сувениров и разнообразной снеди. Последнее, наверное, нелишне, тем более ценовой ассортимент фаст-фуда теперь ориентируется не только на романтиков из категории «рокфеллеров» и «ротшильдов».
«Убеждён: вне зависимости от текущей международной политической конъюнктуры «МАКС», как и прежде, будет служить эффективной площадкой для экспертного общения, для развития производственной кооперации и поиска новых партнёров», – заметил, открывая салон, Владимир Путин. Выводы очевидны даже неискушённым: главные международные направления авиасалона-2015 – восток и юго-восток. Традиционные западные партнеры, конечно, остаются. Однако, к примеру, анонсированная на первый день работы «МАКСа» лётная премьера (одна из немногих!) широкофюзеляжного пассажирского судна Airbus A350XWB так и не состоялась, а в дни массовых посещений этот самолет и вовсе демонстрировать не собираются.
Вообще, в этом году среди новинок доминируют винтокрылые машины, причём главным образом отечественные. В основном они представлены холдингом «Вертолёты России», среди громких заявок которого несколько интереснейших работ. Так, на базе Ми-24К сконструирован летающий демонстратор с принципиально новыми лопастями отечественного производства. Он снабжён небольшими крыльями (первая попытка подобного опыта после неудачной советской серийной модели Ми-6!): на нём будут отрабатывать динамические характеристики перспективного отечественного скоростного вертолёта (крейсерская скорость лаборатории, по словам главного инженера проекта Якова Пущанского, вырастает с 260 до 360 км/час). Ещё один Ми – «восьмёрка» модернизированной военно-транспортной модификации – предстаёт в «арктической» версии АМТШ-ВА, адаптированной под трескучие морозы, низкую видимость (в том числе во время полярной ночи) и приглушённый радиосигнал. Тяжёлый модернизированный Ми-26Т2 прилетел в виде серийного изделия (его уже поставляют алжирским Вооружённым Силам), а фирма Камова прислала две новинки: сертифицированный вариант лёгкого многоцелевого Ка-226Т для Министерства обороны Индии и «морской» «Аллигатор» корабельного базирования Ка-52К со складывающимися лопастями...
Секретарша вместо штурмана
Впрочем, кто будет искать самолётные новации, тот найдёт их. Как говорится, места знать надо. Корреспондент «Труда» сбился с ног, прежде чем обнаружил на задворках разрекламированный корпорацией «Ростех» двухмоторный самолёт на воздушной подушке «Чирок» от Московского научно-исследовательского радиотехнического института. Полное наименование аппарата – тавтология только на первый взгляд. Создаваемое двумя центробежными вентиляторами воздушное «шасси» избыточным давлением всего лишь в 1,2% атмосферы позволяет взлетать и садиться хоть с озера, хоть с болота, хоть с перекопанного танкодрома или картофельного поля. В опытном образце оборудованы места для пилота и пары пассажиров, хотя разработчик не скрывает: делается машина с прицелом на тяжёлый беспилотник военной разведки или на модуль радиоэлектронной борьбы с противником.
А вот главный конструктор Производственно-конструкторской компании «Технорегион» Сергей Борисенко пригнал своим ходом из Краснодарского края собственную разработку – моноплан ТР-301. Он неуловимо напоминает старичка АН-2 – только без второй пары крыльев. Так оно, собственно, и есть. Впрочем, это отнюдь не первая попытка «реинкарнации» заслуженного ветерана советской гражданской авиации. Спрашивается, зачем ещё одна?
«Обе российские и украинская версия осовремененного «кукурузника» предполагают турбореактивный двигатель», – рассказывает Сергей Георгиевич. «Цена машины получается под 80 миллионов рублей. А мы поставили доработанный под 95-й бензин традиционный двигатель – и цена сразу упала на порядок. Кроме лишних крыльев, «ликвидирован» второй пилот – тоже не случайно. С современными авионикой, автопилотом и средствами связи сегодня он превращается в штурмана. Мы в региональной авиакомпании как никто другой знаем: это лишние траты! Но инспекторы повадились штрафовать за отсутствие второго летчика. В итоге дешевле оказалось сертифицировать новый самолет. Он уже летает, а здесь мы представляем бизнес-исполнение пассажирского салона – с биотуалетом, баром и холодильником».
Мода на ретро
Трогательный «Чижик» компании «Русские Авиашоу» смотрится ископаемым мамонтёнком – особенно на фоне легендарного пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144, с которым он соседствует в статической экспозиции. Но это тоже легенда: полноразмерная копия одного из самых массовых самолетов дофюзеляжной эры – «Фармана-IV», построенного великим конструктором Анри Фарманом в 1909 году. «Простой, как три копейки» аэроплан фактически представляет собой обшитое поролоном крыло и деревянную ферму с проволочными растяжками. Именно на таком, кстати, учился летать Михаил Громов.
«Идея воссоздать машину пришла в голову преподавателю Петербургского университета Георгию Гали», – рассказывает реконструктор авиатехники Илья Деев. «Пятнадцать лет он сидел в архивах, переписывался с зарубежными коллегами. Первую машину собрали в Петербурге два года назад к столетию ВВС России, и она осела в Музее артиллерии. Вторую сделали здесь, в Жуковском. Ткань, правда, современная. Самую близкую по характеристикам нашли в Англии…»
«Впечатление потрясающее: как будто сидишь верхом на ансамбле из растяжек и досочек», – признаётся пилот-любитель Валерий Виноградов, буквально накануне открытия салона оторвавший «Чижик» от земли. «Но полетел он мягко, плавно и упруго…»
В лётной программе любителям ретро тоже будет чем восхититься. Один из «гвоздей» – небесный дуэт истребителей, между которыми – четыре авиапоколения и 75 лет: Миг-35 и только что отреставрированный МиГ-3. А самая захватывающая премьера в шоу-программе – пилотажная группа на Як-130 «Крылья Тавриды», созданная в прошлом году и базирующаяся в Борисоглебске (Воронежская обл.).
Будущее рождается сегодня
Авиамашины на «МАКСе» не только представляются почтенной публике, но и в каком-то смысле рождаются. Свои стенды здесь оборудовали и предприятия смежных отраслей.
«Мы привезли детали, которые появятся у тех самолётов, что сегодня только разрабатываются», – говорит коммерческий директор Арзамасского приборостроительного завода (АПЗ) им. П.И. Пландина Алексей Рощин.
На витрине стенда Ассоциации военно-промышленных компаний, в которую АПЗ вошёл в нынешнем году, динамически настраиваемый гироскоп размером с футляр для фотоплёнки, весьма компактный рулевой привод, шариковинтовая передача. Всё это – собственные разработки предприятия, значительно превосходящие по разным параметрам существующие аналоги. Конструкторы и авиастроители внимательно рассматривают такие образцы, расспрашивают представителей предприятий, даже заключают предварительные соглашения о поставках.
Зоркий «Глаз» КБ-1
Замечательную разработку представило на авиасалоне «МАКС-2015» в Жуковском АО «Конструкторское бюро – 1» (входит в Ассоциацию ВПК, основанную Игорем Ашурбейли). Речь идет о летающем (не летательном!) аппарате под говорящим названием «Глаз». Конструкторы определяют его как «индивидуальную систему оперативной рекогносцировки».
Внешне «Глаз» выглядит скромно. Это трубка длиной 30 см (размером со школьную линейку) и диаметром 5 см.Однако возможности у «трубки» поистине изумительные.
Использоваться она будет в тех случаях, когда необходимо осмотреть труднодоступную или опасную местность. После запуска «Глаз» взлетает на высоту свыше 250 м и, медленно снижаясь, проводит видеосъёмку местности внизу. «Глаз» осматривает и снимает в формате Full HD местность примерной площадью 700х700 м. Оператор наблюдает всё это «глазами «Глаза» в режиме реального времени. Подробнее изучить осматриваемую местность можно просмотрев запись. В качестве приёмного устройства используется любой ноутбук, планшет или смартфон, на котором установлено программное обеспечение для работы с «Глазом». Мощная антенна позволяет связываться с летающим устройством по WiFi.
«Глаз» – устройство одноразовое, но это не бог весть какая беда: себестоимость его при промышленном производстве измеряется одной цифрой только с тремя нулями. Простота и дешевизна устройства делают его великолепной заменой, например, беспилотникам с видеокамерами, на обслуживание которых нужна целая бригада, не говоря уж о вертолётах, полёты которых обходятся бюджету очень дорого. Разработка уже вызвала интерес сразу нескольких ведомств.
МЧС нуждается в оперативных съёмках с воздуха по многим причинам: это и поисковые экспедиции, и лесные пожары и много других ситуаций, где необходимо заглянуть за пределы прямой видимости.
Выяснилось, что «Глаз» может быть полезен и атомщикам: если камеру на нём заменить на индикатор радиоактивности, можно без риска получить карту радиационного заражения местности.
Военные медики также нашли возможное применение устройству: поставив на него тепловизор, можно без риска для разведчиков найти на поле боя раненых бойцов.
Нет сомнений, что есть и множество других вариантов применения простого, лёгкого и дешёвого устройства, уверен один из разработчиков «Глаза» – сотрудник КБ-1. На данный момент полностью готов рабочий прототип, и заключение реальных контрактов со службами МЧС и Минобороны наверняка дело ближайшего будущего.
Что ещё посмотреть на «МАКС-2015»
МиГ 1.44 – единственный опытный лётный экземпляр, оказавшийся наименее везучей попыткой разработать первый отечественный истребитель пятого поколения. Задуманный в КБ Микояна в далёком 1983 году и совершивший первый полёт в феврале 2000-го, он в итоге уступил дорогу более прогрессивному ПАКФА (Т-50). МиГ 1.44 планировался к показу на «МАКС-1995» и «МАКС-1997», но оба раза демонстрации в последний момент отменяли.
«Дуглас» DC-3 – два военно-транспортных самолёта, ставшие участниками проекта «Алсиб-2015» (современной реконструкции перегона самолетов из Аляски в Сибирь во время Великой Отечественной войны).
Y12F – китайский двухмоторный турбовинтовой самолёт, способный перевозить 19 пассажиров – это премьерный российский показ разработки авиапрома Поднебесной.
Источник: Общественно-политическое издание «Труд»
2
1844