Ученый, предприниматель, общественный деятель, благотворитель
12:23 / 15 января 2019
«Военно-промышленный курьер»: Рубиновый знак судьбы
12:23 / 15 января 2019
Компетентность и человечность ценятся по звёздному счёту.
Игорь Ашурбейли вручает Марии Поляшевой знак «Социума». Фото: Александр Омельянчук
Игорь Ашурбейли вручает Марии Поляшевой знак «Социума». Фото: Александр Омельянчук

В канун Нового года создатель и владелец холдинга «Социум» Игорь Ашурбейли традиционно собирает руководителей предприятий и организаций, входящих в многопрофильную компанию. Повод важный и приятный – вручаются награды лучшим сотрудникам.

«Рубиновая звезда» за многолетнюю плодотворную работу вручена Марии Поляшевой, и это стало полной неожиданностью, призналась кавалер высокой награды «Военно-промышленному курьеру».

– Мария Николаевна, Вас наградили…

– Дипломом лауреата премии «Социум» IV степени и знаком «Рубиновый». Это личная награда акционера Игоря Рауфовича Ашурбейли, которой он отмечает достижения сотрудников и важные события в жизни человека. У меня это было связано с юбилеем и определёнными датами.

Меня дважды отмечали за работу в холдинге «Социум» – почётным знаком «Ветеран компании» I и II степени. Но награждение перед новым 2019 годом – событие несколько иного порядка. Это было неожиданно, я совершенно не была к этому готова, меня никто не предупреждал.

Игорь Рауфович Ашурбейли декларирует две основные базовые ценности, на которых в холдинге строится всё и на основе чего развивается компания. Это – компетентность и человечность. Награды, которые вручаются за стаж, лояльность и заслуги перед холдингом, выполнение плановых показателей, – первая составляющая. А вторая – за человечность, и в моём случае это в память об отце – Николае Николаевиче Поляшеве, о событиях, общем жизненном пути, который был пройден и на котором мы так или иначе пересекались.

В прошлом году помимо моего юбилея было 85-летие Николая Николаевича, 30 декабря исполнилось десять лет, как он ушёл из жизни. Поэтому церемония награждения была для меня очень трогательной. Скажем так: в наше время далеко не везде и не каждый руководитель так хранит память о людях, с которыми работал и дружил. Это объединяет и трогает, и слова Игорь Рауфович подобрал очень душевные. Мне действительно было приятно до глубины души, до слёз, что есть память, что это было отмечено и подкреплено наградой, очень красивой и стильной – её можно носить как брошь.

– Коль скоро мы говорим о Николае Николаевиче, выдающемся конструкторе и многолетнем генеральном директоре НПО «Алмаз», не могу не спросить: в какой мере он способствовал Вашему профессиональному выбору?

– Родители предопределили первую мою профессию. Я училась в математической школе, но к её окончанию в выборе пути не определилась. Мама окончила Московский авиационный институт, радиотехнический факультет, и по её совету решили, что буду поступать туда. Честно говоря, не очень тогда осознавала, где предстоит учиться. Сейчас-то понимаю, что надо было, наверное, выбирать другой факультет, полегче, потому что на нашем оказалось достаточно трудно. Но обратной дороги уже не было.

– После окончания МАИ Вы пришли на «Алмаз»?

– Нет, я там только диплом защищала. У меня был достаточно серьёзный и знающий научный руководитель, противник идей Николая Николаевича, во времена перестройки он и отец были антагонистами. Но мне удалось даже до некоторой степени их примирить.

– А Ваш брат?..

– Ему как раз довелось поработать на «Алмазе» в 40-м отделе, но как началась перестройка, ушёл оттуда.

– Что было после защиты диплома?

– Я окончила МАИ в 1992-м, когда выпускников уже фактически не распределяли на предприятия, на заводах сокращали людей. Очень многие пытались найти своё место в коммерции, по этому пути пошла и я. Довольно скоро поняла, что не хватает экономических знаний, многое делала по наитию. Поступила учиться в Академию народного хозяйства по специальности стратегическое управление. У нас была очень интересная группа – много собственников бизнеса, которые именно в кризис осознали, что не хватает фундаментальных знаний в экономике. Отучилась там, получила диплом MBI по стратегическому управлению персоналом, в ту пору такой документ выглядел редкостью. То есть тогда я уже сама выбирала то, что мне нужно и интересно. На момент окончания школы профессию действительно выбирали родители, я просто не противилась их решению. Шла, потому что школа дала прочные знания, учиться на первом курсе было легко.

– А что дала Академия народного хозяйства кроме знаний?

– Довольно много полезных контактов. Вместе со мной занимались люди очень интересные: от студентов, только окончивших институт и учившихся за родительский счёт, до, как уже говорила, собственников и директоров предприятий.

– Дорого встало обучение?

– По тем временам да. Пришлось напрячься, но это был осознанный выбор, и я понимала, на что иду.

– Трудовые династии на предприятии, с Вашей точки зрения, плюс или минус?

– На «Алмазе» было довольно много случаев, когда дети приходили в цеха и отделы по стопам отцов. Наш семейный пример: когда моя мама шла устраиваться туда лаборанткой, там уже работал её старший брат. Чтобы взяли, нужны были рекомендации, и родственные связи приветствовались.

Попасть на работу на «Алмаз» считалось честью, для студентов МАИ – престижным распределением. Я считаю, существование на предприятии трудовых династий помогает решать производственные задачи: у старших есть и возможность, и желание поделиться профессиональными секретами с молодой сменой.

– В «Социуме» Вы…

– Работаю первым заместителем генерального директора компании «Асгард», занимаюсь повседневным управлением площадкой «Химки». На мне решение оперативных вопросов – от организации безопасной эксплуатации до общения с арендаторами и контролирующими органами. Знания, полученные в академии, сильно помогают в работе: появляется свой взгляд на ведение бизнеса.

– Но управление персоналом тоже не забывается?

– Конечно, хотя сейчас у меня несколько иная специфика работы, но всё равно это интересно… Читаю литературу по управлению персоналом, подписываюсь на связанные с этой тематикой сайты. Есть коллеги, которые работали у меня, а сейчас выстроили карьеру, стали HR-директорами крупных компаний, и общение с ними даёт много полезной пищи для размышления. Стратегическое управление – глобальная деятельность, в этой сфере масса разных направлений.

– Каким Вы видите будущее своего сына: чтобы он пошёл по Вашему пути или продолжил дело знаменитого деда?

– Мне бы хотелось, чтобы он перенял черты Николая Николаевича Поляшева, вижу – они у сына есть. Он интересуется техникой, чувствуется целеустремлённость, желание двигаться вперёд. У него нет безбашенности, но при этом ему реально интересно всё новое.

Он тоже учится в математическом классе английской спецшколы, и ему всё удаётся. Коля – человек позитивный, люди его очень хорошо воспринимают. Он сейчас серьёзно увлекается футболом, играет в команде, и есть успехи – тренеры его хвалят. Сын сам находит себе занятия и в этом очень похож на моего отца, который всё время был в движении.

– В эти новогодние дни Ваши пожелания холдингу «Социум» и его сотрудникам.

– Чтобы холдинг развивался динамично, стабильно шёл к достижению амбициозных и таких креативных целей, которые в наше время мало кто из руководителей ставит перед собой. Желаю успеха, удачи, чтобы всё получилось в реализации намеченных планов у главы «Социума» Игоря Рауфовича Ашурбейли, чтобы в нынешние сложные времена сохранялось это движение вперёд.

Беседовал Пётр Камнев.
 Опубликовано в газете «Военно-промышленный курьер»
№ 1 (764) за 15 января 2019 года

6 2070