Программа третьего дня нашего паломничества была очень насыщенной.
Но радушный приём, оказываемый нам в каждом монастыре, поддерживал наши силы.
Нас всюду встречали как давних знакомых, как добрых друзей. Угощали нас охладительными напитками, чтобы облегчить пребывание на жаре, и окружали отеческой заботой.
Сопровождающие нашу группу батюшки, отец Алексий, отец Валерий и отец Сергий, были по-настоящему вдохновлены атмосферой маленьких намоленных храмов, которых очень много здесь, в Старом Иерусалиме. И там, где они пели тропари, их голоса наполнялись проникновенной любовью.
В пути наши батюшки обменивались впечатлениями, сравнивая атрибутику и обычаи греческого и русского Православия, подмечая те мелочи, на которые светские паломники не обращают внимания. Впрочем, некоторые отличия замечали и мы.
К примеру, даже высшие священнослужители Храма Гроба Господня не носят крестов. Вернее, кресты надеваются поверх облачений только во время архиерейских богослужений. Не только облачение священника, но и сам ход греческой православной службы более демократичен и прост.
Литургия длится всего полтора часа, совершается при всегда отверстых Царских вратах, а все тайные молитвы произносятся вслух.
17 июля 2017 г.
Утром паломники, попрощавшись с гостеприимной Тверией, отправились дальше на Север, в Хайфу, где на склоне горы Кармель осмотрели одну из главных достопримечательностей этого города – знаменитые сады Бахаи.
Сверху нам открылся чудесный вид на 19 террас сада, спускающихся к Средиземному морю, и золотой купол храма – усыпальницы основателя религиозного течения Бахаи.
Белоснежные балюстрады, ажурные каменные ограды, причудливый каскад оранжерей сада имеют философскую подоплёку.
Духовность человека, верят последователи Бахаи, крепнет на фоне гармоничной природы и чистоты.
Наступит время, считают последователи этой молодой, возникшей в XIX веке религии, когда правители всех стран поднимутся по террасам сада Бахаи на самый верх и договорятся о вечном мире.
Эх… Хорошо бы, конечно, поскорее.
Любопытно, что мы посетили сады Бахаи как раз в девятый день нашего паломничества.
А число девять для бахаистов сакрально. Храмы Бахаи имеют девять входов, последователи этой веры украшают обители девятиконечными звёздами и почитают девять пророков – как они называют «явителей Бога» – Авраама, Моисея, Кришну, Заратуштру, Будду, Христа, Мухаммеда, Бабу и Бахаулла (последние два – основатели бахаизма).
Но главной нашей целью в Хайфе всё же был русский православный храм пророка Илии на одноимённом подворье Русской духовной миссии в Иерусалиме Московского Патриархата.
По дороге к храму гид рассказала нам про деяния одного из самых почитаемых ветхозаветных пророков – Илии.
О том, как он своими руками казнил 400 жрецов идола Ваала; как в пустыне во время голода ему приносили еду вороны; как он живым вознёсся на небо, чтобы явиться вновь перед вторым пришествием, чтобы обличить лжемессию и обратить иудеев Израиля в христианскую веру.
Настоятель храма пророка Илии отец Мирослав был в отъезде, и паломников встретила гостеприимная матушка Ирина.
После молитвы в храме мы были приглашены на трапезу, за щедро накрытый стол, где среди приготовленных матушкой специально к нашему приезду блюд царствовал борщ со сметаной. После диковинной иудейской кухни простое русское блюдо вызвало у паломников немало восторга.
Пообедав, мы осмотрели две могилы, расположенные на подворье.
На одной из них каменная плита с арабской вязью, указывающая, что под ней покоится араб – православный священник протоиерей отец Николай, который служил храме в 20-30-е годы XX века.
Вторая принадлежит первому русскому вице-консулу Российской империи в Хайфе Николаю Васильевичу Агапитову, почившему в 1911 году.
На прощание матушка каждому щедро наломала веток с лаврового дерева, растущего на подворье. Расставались мы с хозяйкой подворья очень тепло, как со старым добрым другом.
Завершило нашу паломническую программу посещение храма святого апостола Петра и праведной Тави́фы, находящихся в Яффе, в южной части Тель-Авива.
\
Участок земли был куплен архимандритом Антонином (Капустиным) для паломников, отправляющихся из Одессы в Яффу.
После трудного морского путешествия паломникам нужен был отдых.
19 октября 1888 года здесь, в присутствии Великого князя Сергия Александровича и его супруги Великой княгини Елисаветы Феодоровны, был положен первый закладной камень в основание храма.
– В девять часов сказали «идут» – не без юмора описывает это событие архимандрит Антонин. – Поздоровавшись с ИХ ВЫСОЧЕСТВАМИ, я облачился и стал читать молитвы настолько бегло, чтобы не утомилось внимание ВЫСОКОЙ ПУБЛИКИ.
Великий собиратель православных земель в Палестине архимандрит Антонин (Капустин) не только был священником, поэтом, астрономом, но и археологом. Именно во время его раскопок на этой территории и была обнаружена гробница праведной Тавифы, святой первого века, воскрешённой из мёртвых святым апостолом Петром.
Подворье святой праведной Тавифы – красивейшее место в Тель-Авиве и Яффе – стало настоящей наградой в финале нашего путешествия по Святым местам.
После посещения храма и гробницы праведной Тавифы мы немного отдохнули под сенью большого цитрусового сада, где растёт 500 лимонных, апельсиновых и мандариновых деревьев.
Полюбовались на красавцев павлинов, царственно прогуливающихся по территории подворья, послушали о чём-то сообщавших нам зелёных попугаев, почти невидимых в кроне, но очень громких.
– Поют во Славу Божию птахи небесные, – сказала нам одна из трудниц монастыря.
Вот и мы во Славу Божию совершили наше паломничество по скорбному посмертному пути Великой княгиня Елисаветы Феодоровны.
23 июля 2017
Последним местом нашего паломничества 22 июля стал храм Двенадцати апостолов.
Здесь, в древнем городе Капернаум Иисус проповедовал в синагоге, совершил множество чудес, в частности излечил тещу Петра.
На этом месте стоит греческий православный храм с двенадцатью розовыми куполами – по количеству апостолов.
Внутри необычная роспись, выполненная натуральными красками и настоящим золотом.
Техника нанесения тоже любопытная. Расписывали не стены, а ткань, которую затем приклеивали на стены.
Основным мотивом росписи является изображение двенадцати апостолов.
Потрясает изображение Страшного суда. И две иконы Христа. На одной из них Спаситель изображен пожилым человеком, что символизирует отсутствие возраста у Господа.
Вторая необычна тем, что Его Лик одновременно и грустен, и весел. Причина, по которой меняется настроение Спасителя, - это мы, люди, наши достижения и ошибки, наши добрые дела и грехи.
22 июля 2017
Гора Блаженств была следующим местом, которое мы посетили.
Здесь, по преданию Спаситель произнес ученикам Нагорную проповедь, каждая часть, которой начинается со слова: "Блаженны". Отсюда и название: "Гора Блаженств". Священники нашей группы почтили это святое для христиан всего мира место чтением Евангелия.
В своих рясах на ярком солнце наши батюшки смотрятся очень контрастно – черное на золотом. Настоящие воины Христовы.
После молитвы мы осмотрели сад и современный храм францисканского ордена, построенным знаменитым архитектором Бугенвиллем.
Отсюда открывается чудесный вид на Галилейское море. Еще одно библейское название этого моря-озера - Киннерет, производное от древнееврейского слова Киннор. Так в книге Бытия называется самый первый в жизни человека струнный музыкальный инструмент - киннор, а по-нашему гусли.
Говорят, что Галилейское море повторяет форму этого музыкального инструмента, если смотреть на него с высоты птичьего полета.
На кинноре, кстати, музицировал царь Давид.
По легенде, в этих местах библейский царь перехитрил нечистого. Проиграв спор Давиду, сатана должен был сидеть под землей и топить дровами печку.
Таким образом легенда объясняет появление в Тверии горячих источников.
В последние дни лукавый, кажется, переусердствовал с дровишками... А сегодня вообще жарит так, что даже местные говорят: «Жара аномальная».
22 июля 2017
Мы отправилась уловлять в свои паломнические «сети» новые чудеса и осмотрели развалины древнего города у горы Хермон в национальном парке Баниас.
Христианам Баниас свят тем, что здесь Иисус нарёк своего ученика Симона Петром и вручил апостолу ключи от Царства Небесного:
«Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали Ему: за Иоанна Крестителя, а другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорил им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее, и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 16: 13-19).
Сын Ирода Великого Филипп переименовал Баниас в Кесарию в честь римского императора (кесаря). Но, чтобы не возникла путаница с другими кесарями, скромно добавил своё имя «Филипп».
Археологи предполагают, что здесь находился дворец Агриппы II, внука Ирода Великого: здание площадью 2000 квадратных метров было одним из самых величественных сооружений Израиля и соперничало роскошью с дворцами Дамаска.
Сейчас здесь находится национальный парк.
Из большой, полуразрушенной землетрясением пещеры вытекает ручей Баниас – самый большой из трёх источников реки Иордан.
Баниас получил название в честь греческого бога Пана. «П» превратилось в «Б», когда это место захватили мамлюки знаменитого султана – воина Бей-Барса.
Даже остатки инженерных сооружений – мосты, акведуки, гроты с древним водопроводом, каменные жернова для производства оливкового масла и вина – впечатляют.
Но сегодня здесь природа главенствует над камнем.
Глядя на водопады, буйно разросшуюся зелень, начинаешь думать: не похозяйничал ли здесь Пан – бог стихийных сил, разрушая человеческие постройки ради удобства своей возлюбленной Эхо, любившей прятаться в лесу и пугать пастухов возле водопада.
Кстати, насчёт Дамаска. Отсюда, из национального парка, рукой подать до границы с Сирией. – Вон там, – показала нам на карте заповедника экскурсовод, – граница и минные поля…
Сразу пришли на ум другие названия и другие развалины.
Да, здесь, на Ближнем Востоке, война не утихает со времён ветхозаветного Авраама. Самое время вспомнить Нагорную проповедь, которую Иисус читал на Горе Блаженств, стараясь умягчить человеческие сердца.
Мы начали восьмой день паломничества в бухте Чудесного улова.
По преданию, здесь, на берегу Галилейского моря апостолы всю ночь ловили рыбу, но ничего не поймали.
Явившийся Господь указал ученикам, куда закинуть сеть. Они не сразу узнали Его, ибо Он был далеко, на расстоянии 200 локтей.
А затем никак не могли вытащить сеть от множества рыб, которых оказалось 153.
- Еврейские талмудисты, - рассказала нам наш гид Мария, - расшифровали эту цифру с помощью гематрии, в которой каждой цифре соответствует буква.
Если число 153 разложить на буквы, то получится «Я Бог».
Православные богословы трактуют эту цифру иначе.
Когда Господь ходил по земле, из ста, пришедших к нему, спасалось сто, в средневековье из ста уже - пятьдесят, а в наше время – страшно сказать – всего трое.
Вот и получается: 100, 50, 3.
У этой бухты есть еще одно название: «Бухта Прощения».
Здесь Спаситель, после чудесного улова простил Петра, отрекшегося от него перед распятием, и восстановил своего ученика в апостольском звании.
Справа от католического храма, если стоять лицом к входу, лежит большой камень.
Как раз на этом месте, на берегу, в двухстах локтях от лодки и стоял явившийся после распятия Иисус, указывая своим ученикам, где им уловлять рыбу.