На мой взгляд, желание США разговаривать с другими странами с позиции силы не должно вызывать особого беспокойства. Беспокоиться надо о том, чтобы мы сами не вели переговоры с позиции слабости. Именно так было в 80-е и 90-е.
Одна из этих тенденций деглобализация. Её подгоняют те самые силы, которые до этого форсировали глобализацию, но потом захотели дистанцироваться от неё, когда вынуждены были удостовериться в том, что другие от этого выигрывают больше, чем они сами.
Смещение власти прочь от Старого света в Азию будет продолжаться, хотя и более медленными темпами, чем в прошлые десятилетия.
В начале 2014 года, во время рождественских каникул, когда было уже ясно, что противостояние с Западом ещё более обостряется, перечитал «Войну и мир». Поразила фраза, которую я раньше пропускал: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил его выиграть». Тогда понял, что Россия решится и выиграет.
Обама, очевидно, ненавидит Россию из-за тех поражений, которые он потерпел. Он хочет нанести как можно больший ущерб российско-американским отношениям, чтобы таким образом нанести ущерб нашей стране, но заодно, правда, и Америке.
Всё это делается, прежде всего, для того, чтобы усложнить избранному президенту Дональду Трампу процесс нормализации отношений с Россией.
Она не обеспечивает консолидации ни элиты, ни общества. И это скверно для Америки. Не знаю, хорошо ли это для остального мира, поскольку Америка ключевой игрок.
На одной из сессий Восточного экономического форума, прошедшего недавно во Владивостоке, состоялась весьма приятная для меня, человека давно болеющего за экономический поворот России к растущим рынкам Азии, дискуссия. Маститые участники поспорили о том, кто первый выдвинул и обосновал идею поворота на Восток.
Спор стал ещё одним свидетельством того, что поворот не только пошёл, но уже и состоялся.

– Есть ощущение, что калибр нынешних лидеров – речь, разумеется, о западных государствах – никак не соответствует сложности задач, которые перед этими людьми стоят. Большая политика действительно мельчает? Почему?
- Это очень трудная для решения структурная проблема, которую почти никто не предвидел. Демократизация обществ привела к падению качества политики.
Официальный перевод интервью еженедельному журналу Шпигель (Der Spiegel)
Сергей Караганов. Анатомия величия
ШПИГЕЛЬ: Сергей Александрович, НАТО намерена усилить своё военное присутствие в Восточной Европе – в качестве реакции на действия России в последнее время. Западные политики предупреждают, что обе стороны могут сползти в ситуацию, которая выльется в войну.
Для России более чем естественно стремиться быть великой державой. Она унаследовала от СССР, а ранее от Российской империи, огромную территорию и великую историю побед над всеми своими главными противниками. Она сумела и выгнать монголов, и разгромить доминировавших в Европе шведов, а затем французов и немцев… С такой историей очень трудно не претендовать на высокий статус в мировой иерархии.
Немного истории
Напомню о внешнеполитической ситуации, на фоне которой разразился прошлый ракетный кризис. США потерпели тяжёлое военное и политическое поражение во Вьетнаме, в войне, которую большинство европейцев осуждали. Энергетический кризис начала 1970-х гг.
Считаем полезным и возрождение творческой внешнеполитической дискуссии. В мире тотальной пропаганды легко стать заложником чужих или собственных мифов. Острая российская дискуссия по внешней политике, сохранявшаяся в 1990-х годах, помогла предотвратить безвозвратную сдачу позиций или попытку самоубийственного реванша, подготовила почву к возвращению к более реалистическому и национально ориентированному курсу.
Результаты политики
Сергей Караганов: Как бы мы ни старались, лучше всего получаются танки
Представление об окончательной победе западных ценностей поддерживалось огромным военным превосходством США. И главное – богатством западных стран, к которому стремились все. В том числе советско-русские.
Авторская колонка Сергея Караганова
Первопричина кризиса в отношениях между Россией и Западом
Сергей Караганов: Кризис в отношениях между Россией и Западом стал результатом нескольких факторов. Первый заключается в том, что Запад, который, как ему казалось, победил в 90-е, думал, что это навсегда. Но в двухтысячные годы он резко проиграл – в первую очередь из-за ошибок, которые совершил, пойдя на интервенцию в Ираке, Ливии, вторжение в Афганистан.
Авторская колонка Сергея Караганова
70 лет со дня создания ООН, заложившей основы послевоенной системы международных отношений. 70 лет трагическому началу ядерного века – бомбардировке японских городов. Появление ядерного оружия явилось, возможно, самым важным событием послевоенного периода мировой истории.
Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов в беседе с The New Times готов доказывать, что, да, победы на внешнем контуре есть и они вполне реальны. Россия борется за безопасность и суверенитет. Впрочем, наличие «великолепных поражений» в экономике и внешней политике эксперт также готов признать.