Дата события: 18 января 2016
1. Три крещенских богослужения и Великое водоосвящение
Первая крещенская служба (Крещенский сочельник) совершается утром 18 января. В разных храмах она начинается в 8 или 9 утра. В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе начало богослужения – 8.30. Это большая служба, во время которой читаются Царские часы, совершается вечерня с чтением Паремий (текстов Ветхого и Нового заветов) и литургия. После этого в храм из алтаря выносится икона праздника – Крещение Господне и свеча для поклонения верующих, поётся Тропарь и Кондак праздника.
Служба завершается приблизительно в 11 часов дня и сразу начинается первое Великое освящение воды (или Великое водоосвящение). Тогда вновь читаются паремии, Апостол, и специальная молитва на освящение воды с призыванием Святого Духа. Причём верующие молятся об освящении не только той воды, которая находится непосредственно в храме, но и всех вод на земле, всего мирового океана, потому эта молитва и носит название Великого водоосвящения.
Вторая крещенская служба – всенощное бдение – совершается вечером 18-го января: начало в 17 – 18:00, окончание в 19 – 20:00; в Храме Святой Елисаветы богослужение состоится в 17:00. В некоторых храмах и монастырях эта служба проходит ночью по подобию Рождественской, что возвращает к началу истории праздника, когда Рождество и Крещение отмечались вместе.
Около полуночи принято выходить из храма к открытым источникам. Крещенские купели – проруби в форме креста – организуются на прудах и реках. Священники во второй раз совершают молитву Великого водоосвящения.
Наконец, третье Великое водоосвящение проходит после утренней литургии 19-го января, в день Богоявления (Крещения). В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе служба начнётся в 8:30.
В народе существует поверье, будто вода, освящённая в Крещенский сочельник и на Богоявление, обладает разными свойствами, однако священнослужители уверяют, что это заблуждение: она абсолютно равноценна.
Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал о том, что вода, если она принимается с верой, сохраняет свои свойства целый год – до следующего Великого водоосвящения.
2. Крещенский сочельник, или голодный день
Продолжительного Крещенского поста, подобного Рождественскому или Великому, как такового не существует. Перед Крещением принято поститься лишь один день – в Крещенский сочельник. В народе он также называется «голодным днём».
Связано это с тем, что после утренних литургий 18 и 19 января верующие обычно причащаются. Поэтому до утренней службы 18 января они ничего не едят, а после её окончания утоляют голод сочивом – постными блюдами из обваренных зёрен пшеницы, которую иногда заменяют рисом или чечевицей. А после утренней литургии 19 января уже можно накрывать праздничный семейный стол.
3. Погружение в прорубь и окропление дома крещенской водой
Для многих прихожан главная традиция, связанная с Крещением, – это погружение в прорубь в ночь с 18 на 19 января, которое совершается после Великого водоосвящения у открытых источников.
В Москве, например, много водоёмов, на которых создаются крещенские купели. В этом году специальную передвижную купель привезут даже в центр столицы – на площадь Революции.
С давних пор повелось 18 и 19 января, после богослужений, на которых проходит Великое водоосвящение, приносить крещенскую воду домой и окроплять ею всё жилище, включая подсобные помещения.
Эта вода обладает необыкновенной силой – исцеляет, очищает и отгоняет зло. Её чудодейственные свойства доказаны даже учеными – на свету и при комнатной температуре она долгое время не меняет вкуса, цвета и запаха. Cамое главное принимать Крещенскую воду с верой – в этом секрет её целительного воздействия на душу и тело.
История праздника Крещения
От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день – 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир: Рождество – это начало его земной жизни, Крещение – выход Спасителя на общественное служение. Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения. Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января. В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю – 7 и 19 января.Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи. Праздником Богоявления называется теперь только Крещение – 19 января. Сейчас это синонимы.