В частности, священнослужители, преподавая просящему благословение, как правило, не крестят его рукой. Они лишь дают правую руку для целования или кладут её на голову человека, испрашивающего благословения.
Существуют некоторые различия и в порядке совершения богослужений. Так, практика совершать вечером Всенощное бдение, включающее в себя вечерню, утреню и 1-й час, существует только в России. В греко-язычных и балканских поместных церквах утреня всегда совершается только утром. Если служит архиерей, то он входит в храм во время богослужения, когда поётся канон, и сначала восходит на кафедру, находящуюся с правой стороны, лишь позже вступая в алтарь. Конечно, и на Востоке совершается Всенощное бдение. Как правило, это происходит в монастырях. Причём достаточно редко.
«Верую» и «Отче наш» в греческой традиции народом не поётся, а читается чтецом. По окончании Литургии вместо целования креста священнослужителем раздаётся антидор.Митрополит Рязанский и Михайловский Марк
Редко потому, что богослужение в полноте соответствует своему наименованию – Всенощное бдение. Это богослужение начинается вечером и продолжается действительно всю ночь. Такая служба может совершаться и восемь, и десять, и более часов. По сравнению с таким полноценным Всенощным бдением наше богослужение порой хочется назвать просто вечерним богослужением. Уж слишком явное несоответствие между названием и реальностью.
Вместе с тем на православном Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом. Часто на утрене, если вслед за ней совершается Литургия, сразу после великого славословия поётся тропарь праздника и следует возглас «Благословенно Царство!», начинающий Литургию.
Ектении на богослужениях, как правило, существенно сокращаются. В Греции и на Кипре ектения об оглашенных не произносится, поскольку предполагается, что всё население этих государств крещено с детства, однако служащее духовенство вычитывает в алтаре положенные молитвы об оглашенных и верных. В греко-язычных Православных Церквах на Литургии не существует заупокойной ектении, это чисто русская традиция.
Практика совершать вечером Всенощное бдение, включающее в себя вечерню, утреню и 1-й час, существует только в России.Митрополит Рязанский и Михайловский Марк
Часто сразу после чтения Евангелия звучит «Премудрость», и следует возглас «Яко да под державою Твоею…» и «Херувимская песнь». Великий вход совершается не как в России – только по солее, но духовенство с Чашей обходит весь храм по периметру. Старший служащий диакон идёт с дискосом, произнося во время этого шествия: «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии своем…». Причём этот возглас может повторяться дважды.
На Литургии, совершаемой в Иерусалимском Храме Гроба Господня, это поминовение звучит так: «Всех вас, православных христиан, поклонников и служителей Святого Гроба Господня, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков».
Во время Великого входа, уже стоя у Царских врат, священнослужители православного Востока часто поминают имена как живых, так и усопших. Причём существует такой порядок: держа в руках дискос, епископ или священник поминает живых. Беря же в руки потир, поминает усопших. При таком поминовении называются имена прихожан, благотворителей и так далее. Например, в храмах Болгарии во время Великого входа принято поминать о упокоении русского царя-освободителя Александра II.
На православном Востоке имеет место некоторое сокращение службы по сравнению с нашим русским обиходом.Митрополит Рязанский и Михайловский Марк
На богослужениях у Гроба Господня нередко, во время Великого входа, совершается особое поминовение живых и усопших с разрешительными молитвами. Это происходит во время так называемых «заказных» Литургий. Дело в том, что Литургия у Гроба Господня, кроме воскресных дней, обычно совершается при закрытых дверях. То есть попасть на неё простому человеку не представляется возможным. Когда же за определённую плату служится «заказная» Литургия, врата храма открываются и любой желающий может помолиться за службой.
«Верую» и «Отче наш» в греческой традиции народом не поётся, а читается чтецом. Причащение мирян происходит на солее перед Царскими вратами. По окончании Литургии вместо целования креста священнослужителем раздаётся антидор. Если, согласно русской традиции, антидор – это оставшиеся части главной просфоры после вырезания из неё Агнца, то в греческой традиции антидор – это хлеб, заранее разрезанный на куски, который благословляется перед Святыми Дарами после их освящения.
Существуют отличия в порядке проведения крестных ходов вокруг храмов. Например, в Сербской Православной Церкви храм обычно обходят троекратно. В день престольного праздника, «славы», то есть прославления святого или события новозаветной истории, в храмах балканских стран по давней традиции служащим священником совершается освящение по особому чину специального хлебного каравая, украшенного узорами из теста, – «славского калача», который затем раздаётся всем присутствующим.
Мнения в авторских колонках не редактируются и могут не совпадать с позицией Игоря Ашурбейли.