Белый ангел Москвы. В столице прошли Елисаветинско-Сергиевские чтения
10:14 / 11 ноября 2015
В Государственном историческом музее в 2015 году прошла выставка «Москва - святая земля Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Фёдоровны». Это событие не единственное в юбилейном году.
Опубликовано в газете «Аргументы и факты»
Опубликовано в газете «Аргументы и факты»
Белый ангел
В 2015 году исполнилось 150 лет со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны и 110 лет со дня трагической гибели её мужа – Великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора. Отказавшись после смерти супруга от светской жизни и посвятив себя благотворительности, Елисавета Феодоровна основала Марфо-Мариинскую обитель. В 1918 году она приняла мученическую смерть, а в 1992 году РПЦ причислила её к лику святых.
«Белым ангелом Москвы» называли Великую княгиню современники. А группа сегодняшних жителей столицы совершила летом паломничество по её последнему скорбному и посмертному пути. Оно стало уже третьим и продолжило традицию, начавшуюся в 2013 году по инициативе Игоря Ашурбейли, ктитора Храма святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе, заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО).
Первым председателем этого Общества был Великий князь Сергей Александрович, после смерти которого его возглавила Елисавета Феодоровна. Возрождённое в 1992 году ИППО недавно официально зарегистрировано в Израиле, по случаю чего 16 ноября в Русской духовной миссии Иерусалима организован приём.
«Россия возвращается на Святую землю всерьёз и надолго», – сказал нынешний председатель общества Сергей Степашин. Так продолжаются традиции, заложенные великокняжеской четой.
Московские паломники побывали в Екатеринбурге и Алапаевске, приняли участие в ночных литургиях, прошли крестным ходом к той самой шахте, куда ещё живыми сбросили Великую княгиню Елисавету, её верную спутницу Варвару и других мучеников. Затем отправились в Святую землю, после чего Елисавета Феодоровна окончательно решила принять православие, а теперь эта земля хранит её мощи...
Но частицы мощей преподобномученицы Елисаветы, а также преподобномученицы Варвары есть уже и в Москве, ковчег привезли для Храма в Покровском-Стрешневе первые паломники. То были дары от иерусалимского монастыря Марии Магдалины на Елеонской горе. И теперь москвичи могут поклониться им.
Как развивались искусства?
Елисаветинско-Сергиевские торжества, прошедшие в столице на прошлой неделе, завершают юбилейный год. Помимо открытия выставки в Историческом музее, экспонаты для которой передали более 30 участников, в том числе и музеи столицы, 2 ноября при поддержке правительства Москвы состоялись традиционные Елисаветинско-Сергиевские чтения.
От имени правительства их участников приветствовал Владимир Черников, руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма.
Нынешние чтения были посвящены вкладу великокняжеской четы в развитие русского искусства и культуры. В её окружении были лучшие художники, писатели, архитекторы, богословы. Под её покровительством возникли главные музеи нашего города – изящных искусств (ныне ГМИИ имени А. С. Пушкина) и исторический, где и работает сейчас юбилейная выставка.
Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество собрало видных исследователей. Речь шла о роли великокняжеской четы в создании художественного театра и научных обществ, покровительстве консерватории. Владимир Козлов, заведующий кафедрой РГГУ, рассказал о своих находках в московской периодической печати начала прошлого века – о снимках, запечатлевших Сергея Александровича и Елисавету Феодоровну. Николай Лисовой, заместитель председателя ИППО, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, говорил об истории строительства в Святой земле гефсиманского Храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и Александро-Невского подворья, что инициировал Великий князь.
0
2379