Игорь Рауфович Ашурбейли

SIRIUS-23: задачи лунного десанта

Узнаем из дневника испытателя Асгардии Ксении Орловой, как на земле моделируется внекорабельная деятельность. Высадка на Луну – часть научно-технической программы годового изоляционного модельного эксперимента SIRIUS-23, проходившего с 14 ноября 2023 по 14 ноября 2024 года.

189-е сутки изоляции. Запись от 21.05.24 года 
 
Первый день нашей лунной миссии. Вчера вечером были переход и размещение. Обустроились на прежних наших местах. Это меня более чем устраивало, ведь снова все крючки и розетки рядом с моей кроватью, и я сразу занялась фото-, видеооборудованием. Потом по отработанной схеме сделала табличку с последовательностью утренних исследований на сегодня: кто кому ассистирует и когда что проводит. Заготовка уже в моём блокноте, чтобы оперативно записывать медицинские показатели, полученные до и после ВКД.
 
Благодаря слаженной подготовке утром никаких проблем не возникло. Провели друг для друга методику БИА, я взяла у экипажа капиллярную кровь для методики КОС, ассистировал сам командир. Записала у всех медицинские параметры (артериальное давление, вес, сатурацию крови).
 
 
Завтрак у нас тоже получился достаточно «оперативным». Я постаралась взять с собой максимальное количество белковой пищи, так как хорошо помнила, что на ВКД после физической нагрузки чувство голода обостряется. Далее прошли обязательные когнитивные тесты и один на восприятие времени.
 
От прошлого этот выход будет отличаться только тем, что тогда первой с командиром выходила бортинженер, а сегодня я. Насколько понимаю, этот момент очень важный и, скорее всего, привлечёт наибольшее внимание снаружи. Поэтому задача повышенной ответственности.
 
 
Переоделась в рабочий «космический» комбинезон, прикрывшись шторой блэкаут на своём спальном месте. Благо эти шторы настолько плотные, что позволяют себя чувствовать как за плотной ширмой. Не забыла про пояс с кардиодатчиком, который позволит постановщикам отслеживать наш пульс во время выполнения миссии.
 
Комбинезон теперь висит на мне бесформенным мешком. Сказывается снижение веса на 12 кг. На помощь пришла находчивость командира и его любимая алюминиевая проволока на все случаи жизни. Юра (Юрий Чеботарёв) проткнул оба конца ремешка комбинезона и на мне закрутил их небольшим кусочком проволоки. Необычно, зато надёжно, а мой внешний вид стал чуть более приличным.
 
 
Настроение отличное, готовы справиться с любыми задачами. Перед открытием люка – традиционное фото лунного десанта. В прошлый раз я обратила внимание, что в Эу-50 низкий потолок, расположение световых плафонов создавало определённые трудности при фотографировании. Поэтому прихватила с собой любимую светодиодную лампу, купленную для меня Асгардией. Благодаря этой вертикальной лампе можно сделать больше акцента на лицах, светотеневой рисунок становится более гармоничным. Взяла её и на «лунную поверхность», чтобы там тоже сделать удачные кадры. Помимо этого, вела видеорепортаж на GоPro.
 
В ангаре, где воссоздана лунная поверхность, первым делом бросилось в глаза изменённое освещение. На стенах и потолке оказалось больше мелких светодиодов, напоминающих звёзды. Это было приятным атмосферным дополнением. Потом я заметила, что ровер расположен по-другому. Теперь он находится ближе к стенду с подвесом конечностей, который позволяет в движении почувствовать себя как на Луне.
 
Надела очки и просто ждала, когда меня «вселят» в лунное пространство. Эхо в наушниках от собственного голоса уже не так напрягало, как в прошлый раз. Настройка оборудования шла снаружи. Нужно просто набраться терпения. Через некоторое время всё подключилось, и мы с Юрой смогли выполнить поставленные задачи, страхуя и подсказывая друг другу. Оказалось, что между нами и лунным модулем, где оператор обычно отслеживает правильность наших действий, не было связи. Поэтому пришлось полагаться только на себя и свою память. Вроде со всем справились.
 
 
Когда пришло время переходить к следующему этапу, укладывая оборудование на лунный булыжник, я вдруг заметила под ним плеер и аудиоколонки. Очень обрадовалась: Светлана Лебедева (сотрудница психологической поддержки, которая активно принимает участие в обеспечении ВКД) предупреждала нас, что появится музыка, которую кто-то из ребят попросил после мартовской высадки.
 
Я включила плеер и колонки, обнаружила плейлист с двухчасовым треком основной темы Ханца Циммера из фильма «Интерстеллар». Эта композиция отлично подошла для фона нашей деятельности: была ненавязчивой и в то же время по-космически атмосферной и уместной.
 
На «вывеску» командир в первую очередь отправил меня. К этому моменту уже наладили связь с операторами из лунного модуля, поэтому работа пошла более слаженно.
 
 
 
В ВР-пространстве я выполнила свою задачу: пройти по колее от колёс лунохода, погасить световые маячки и вернуться обратно. Контроллер на левой ноге, как и в прошлый раз, срабатывал не полностью, поэтому основные движения засчитывались при прыжках с правой ногой. Здесь также уже была отработана своя методика перемещений. Справившись достаточно быстро, мы поменялись ролями с Юрой.
 
На ровере джойстик был отрегулирован иначе, чем наш тренировочный, но с этим мы тоже сталкивались в январе. Мне повезло сегодня приноровиться и быстро доехать до маяка, потом до точки сбора грунта, захватить один камень из трёх (для экономии времени) и приехать на станцию. Лунный модуль тоже сменил оператора, и пока я была «за рулём», развлекала шутками Анжелику (бортинженер Анжелика Парфёнова), а заодно и тех постановщиков, которые в этот момент обеспечивали для нас ВКД. Юра тоже справился достаточно быстро, поэтому, когда мы оба освободились, смогли сделать разные фото.
 
 
Вернувшись в лунный модуль, нужно было сразу провести все необходимые методики. Важно сделать это как можно быстрее, за 10 минут.
 
После теста на восприятие времени обед. А затем Рустам (исследователь Рустам Зарипов) и Лика начали готовиться к своему выходу. Традиционное фото на фоне выходного люка – и ребята отправились на лунную поверхность.
 
В нашем тандеме Юра взял на себя обязанности оператора, а я приступила к своим привычным – нужно было отсмотреть фото- и видеоматериалы, обработать данные с камеры 360, чтобы сегодня же вечером загрузить для пресс-медиа всё актуальное.
 
Когда ребята вернулись, провели им исследования и все замеры. Отшлюзовали данные через маленький шлюз в ногах спального места Анжелики.
 
 
 
После привычных тестирований мне сегодня надо провести психологическую методику для Рустама. Сначала он заполнил три опросника: оценка самочувствия, тревоги и активности. Я параллельно подготовила провода и датчики для снятия электрокардиограммы, энцефалограммы, кожно-гальванической реакции, фотоплетизмографии.
 
Когда Рустам занял место перед ноутбуком с дополнительным большим монитором, я подключила всё необходимое к программе. ЭЭГ фиксируется в двух точках с использованием специальной белой пасты на основе соды. Остальные показатели будут считываться с рук и пальцев испытателя. Методика позволяет оценить психофизиологические параметры после стрессового воздействия. По себе знаю, что смотреть по одной минуте на разные красивые природные и городские пейзажи очень усыпляющее занятие. Поэтому одна из моих задач – поддерживать бодрствование испытателя. Если он «уронит голову», то могут отсоединиться чувствительные датчики и придётся прерывать исследование.
 
После этой методики долгожданный ужин. Поделились вкусностями, благо ребята додумались взять с собой что-то к чаю вне нашего меню, из подарков грузовика. Эти мелочи – обычные шоколадные конфеты, каждую из которых командир аккуратно разделил ножницами за неимением ножа, – просто высшая награда после насыщенного и тяжёлого дня.
 
Но и это ещё не всё на сегодня. Продолжается методика «Виртуал». Одни из ВР-очков Ксюша (исследователь Ксения Шишенина) передала нам, другие остались у них в орбитальном модуле. Благодаря этой методике мы можем переключиться и немного отдохнуть. Сегодня я летала на фестивале воздушных шаров в районе Золотого кольца. Лето, потрясающие просторы, виды сверху, обзор 360 градусов – мне очень понравилось. Такого визуала нам и вправду очень не хватает. Особенно интересно было наблюдать за людьми. Ведь в изоляции это роскошь – новые лица, видишь их только в фильмах и на кадрах, присланных родными.
 
Второе видео, ставшее моим фаворитом, – путешествие к шести экзопланетам. Посидеть в центре лавы, покататься на гигантских волнах – эти занятия сопровождались необычными вестибулярными эффектами, которые тоже были весьма яркими.
 
Проводя стресс-контроль, я решила попробовать дополнительный функционал. Во время записи ЭКГ можно по желанию включить в программе музыкальное сопровождение с классическим репертуаром или слайд-шоу из фотографий природы. Обычно, когда эту методику мы делаем утром, я сижу с закрытыми глазами и не использую дополнительные возможности. Но теперь захотелось для разнообразия. И мне очень понравилось. Сразу чувствуется, насколько соскучилась по природе.
 
Каждая новая фотография или картинка с природными красотами за стенами НЭКа воспринимается как какой-то шедевр. Более того, мне абсолютно не верится, что на улице действительно уже тепло и скоро наступит лето. В моей памяти остались только ноябрьский холод и сырость (мы заходили в изоляцию в ноябре). А моменты лета были слишком давно в моей жизни, и теперь от этого кажутся фантастическими, будто из сказки, чем-то волшебным. Очень необычное ощущение, которое невозможно прочувствовать без длительной изоляции, где у нас нет даже окон.
 
 
 

СПРАВКА:

Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов. 

Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.

Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.