За 365 суток изоляции экипажу SIRIUS-23 не раз придётся столкнуться с нештатными ситуациями, которые заранее не обозначены в циклограмме. Так для них воссоздаются отдельные условия реального космического полёта. На 36-е сутки им пришлось решать острую проблему. Врач экипажа из Асгардии Ксения Орлова подробно зафиксировала в своём дневнике действия испытателей и свои ощущения, возникшие из-за нехватки кислорода.
36-е сутки изоляции. Запись от 20.12.23 г.
В этот день нам сообщили с НП (Наземный пункт), что произошёл сбой в системе очистки атмосферы, что бортинженеру нужно взять специальный прибор по замеру CO2 в воздухе, и если показатель будет превышать определённые значения, всем надо будет переместиться в другой модуль до тех пор, пока снаружи не восстановят систему.
Мы включили на всякий случай все наши очистители воздуха на максимум и рассредоточились по разным локациям, чтобы не создавать высокий уровень CO2, когда находимся одновременно в одном помещении. Продолжали следовать циклограмме.
Я ушла в 250-й спортивный модуль, там посвятила время растениям. Договорились с Олей (Ольга Мастицкая), что заботу о цветах она передаст мне.
В моём случае это ещё один удивительный эффект изоляции: в жизни особого интереса к садоводству не проявляла, хотя на слуху были частые разговоры об этом в семье. Здесь поняла, что в оранжерее находятся единственные, помимо нас, живые «элементы». Они меняются, растут и радуют своим внешним видом или вкусовыми характеристиками. Поэтому стала чаще подмечать отклонения в развитии растений, беспокоиться о них и пытаться помочь.
После обеда выяснилось, что уровень углекислого газа продолжает расти и нужно перемещаться. Мне как врачу было дано задание отслеживать состояние членов экипажа, о патологических симптомах сразу сообщать. К счастью, ничего угрожающего жизни или сильно беспокоящего испытателей выявлено не было. Из моих личных ощущений – чувство нехватки воздуха и лёгкое головокружение. Просто хотелось глубже вдыхать, но в целом это не сильно мешало следовать циклограмме.
Постепенно уровень углекислого газа начинал зашкаливать в каждом из модулей, вынуждая экипаж покидать одну локацию за другой, пока мы все не оказались в 250-м. По словам Лики, создавшуюся в НЭК духоту можно было сравнить с духотой в набитом битком вагоне метро в час пик.
В спортивном модуле каждый нашёл себе зону, где можно было продолжить работать или коротать досуг.
Во время ужина предстояло решить задачу: вернёмся, запросив разрешение, на кухню или останемся в полевых условиях в 250-м модуле. Командир предложил не рисковать, несмотря на полученное разрешение ЦУП, и принёс нам перекус.
Появилась ассоциация с нашим курсом выживания, пройденным в период подготовки к изоляции. Меня очень порадовала слаженность нашей команды. Несмотря на стрессовые обстоятельства, каждый занимался своим делом, но придерживался общей концепции и регламента, не создавая конфликтов и не раздражаясь.
Поэтому, когда нам сообщили, что система восстановлена, мы не сразу вернулись на свои привычные места. Пришла к выводу, что даже в изоляции есть место для «приключений».
Позже выяснилось, что вся эта внештатная ситуация придумана и организована руководителями нашего эксперимента.
Параметры среды обитания в гермообъекте Наземного экспериментального комплекса ИМБП РАНВ этих условиях шесть добровольцев проведут целый год:
- Температура газовой среды: 18-25 градусов Цельсия;
- Перепады температур – не более 4 градусов Цельсия;
- Относительная влажность воздуха – 40-75%;
- Общее давление газовой среды: 660-860 мм рт. ст.;
- Парциальное давление кислорода: 140-200 мм рт. ст.;
- Парциальное давление углекислого газа: до 7 мм рт. ст.;
- Содержание азота: 78-79% по объёму;
- Скорость движения газовой среды в жилой зоне: 0,08-0,2 м/с;
- Шум в жилой зоне – в пределах 60 дБ;
- Освещённость в рабочей зоне – не менее 400 лк;
- Содержание микроорганизмов в атмосфере экспериментальных модулей не должно превышать 500 микробных клеток (мк) в 1 м3, а содержание микроорганизмов на поверхностях – 100 мк в 1 м3.
Техническое оснащение НЭК предполагает:
- автоматическое поддержание температуры газовой среды и возможность регулирования её в указанных пределах по выбору экипажа;
- автоматическое поддержание оптимальной относительной влажности газовой среды в указанных пределах и отвод излишков влаги из газовой среды.
СПРАВКА:Изоляционный эксперимент SIRIUS-23 стартовал 14 ноября 2023 года и продлится ровно 366 суток. Всё это время экипаж из шести добровольцев будет находиться в изоляции, в Наземном экспериментальном комплексе ИМБП РАН, выполняя программу медицинских, биологических, психологических исследований и технических экспериментов.Космическое Государство Асгардия во второй раз участвует в длительном изоляционном эксперименте с научной программой «Оценка влияния изоляции как негативного фактора космического полёта на иммунологический, микробиологический статусы и минерально-костный обмен в организме женщины». В экипаже SIRIUS-23 Асгардию представляет врач аллерголог-иммунолог Ксения Орлова.Участие в изоляционных экспериментах – один из этапов пути к выполнению главной научной миссии Асгардии – рождение первого ребёнка в космосе, что гарантирует бессмертие человеческого рода в случае катастрофы на Земле.
- Дневник космического врача из Асгардии. «А ведь это всё на целый год!»
- Как экипаж SIRIUS-23 справляется с лишениями в изоляции
- Как помыться без душа после тренировки. Первый лайфхак из изоляции
- Сложности ухода за собой в изоляционном эксперименте. Экипаж SIRIUS-23 тестирует уходовую косметику для дальнейшего использования в космосе
- Шахматы как психологический тренинг
- Как не заснуть, когда не спишь уже более суток, а нужно ещё продержаться. У экипажа SIRIUS-23 теперь есть свои рецепты