Игорь Рауфович Ашурбейли

Владыка Марк о храме Св. Елисаветы в Покровском-Стрешневе, памяти небесной покровительницы храма и ктиторском служении

Настоятель храма Святой Елисаветы владыка Марк отслужил Божественную литургию. 13 мая 2018 г.

13 мая отмечается юбилейная годовщина со дня освящения Патриаршего подворья - Храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе, который возведён и содержится на средства Игоря Ашурбейли. Митрополит Рязанский и Михайловский Марк, настоятель храма, десять лет назад совершивший чин его освящения, поздравляет ктитора и прихожан с этим замечательным праздником.

– Владыка, помните ли вы день освящения храма? Какие чувства, впечатления сохранились в памяти?

– Да, конечно, я хорошо помню тот день! Разгар весны. Святейший Патриарх Кирилл благословил мне совершить чин освящения. Это была торжественная служба. Собрался народ. У всех было светлое ощущение праздника.

Освящение храма Святой Великой княгини Елисаветы 13 мая 2012 года

Рождение нового храма – это всегда знаменательное событие в истории прихода, общины. Это означает, что на нашей православной земле возгорелась к Богу ещё одна свеча. Появилось ещё одно место встречи Бога и человека, ещё одно место, куда будут приходить люди и открывать свои сердца Господу. Приносить Ему свои печали и горести, благодарность и любовь. Освящение храма – это всегда светлый и радостный праздник!

Митрополит Рязанский и Михайловский Марк торжественно закладывает частицу Древа Креста Господня в копию Годеновского Креста в храме Святой  Елисаветы в Покровском-Стрешневе. 4 апреля 2017 г.

Освящение реликвария. Годовщина освящения Патриаршего подворья – Храма Святой  Елисаветы. 13 мая 2017 г.

– Храм освящён во имя Святой Елисаветы. Что значит это имя для вас лично?

Святую Елисавету я очень почитаю. По происхождению она была принцессой – дочерью великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Воспитывалась в традициях старой Англии: простая одежда и пища, самостоятельная уборка комнат и другие дела самых обычных людей. Родившись в протестантской семье, принцесса осознанно приняла православие. Она восприняла нашу веру искренно, глубоко, сердечно. «Я перехожу из чистого убеждения, – писала она своему отцу, – чувствую, что это самая высокая религия и что я сделаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение».

Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова

Всю свою жизнь святая Елисавета посвятила служению своим ближним, народу, который она воспринимала как свой народ. После убийства мужа подвижница совершенно отказалась от светской жизни, от блеска балов и великолепных приёмов.

Великий князь Сергей Александрович с супругой Великой княгиней Елисаветой Феодоровной. Фото 1892 г.

Великая княгиня основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и постоянно пребывала в молитве и трудах: ассистировала при операциях, сама делала перевязки, утешала больных, помогала бедным, жертвовала средства на строительство и реставрацию храмов, поддерживала сельские приходы и православные миссии, организовывала дома призрения.

Когда разразилась революция 1917 года, Елисавете Феодоровне предлагали уехать в Германию, но она отказалась, поскольку не хотела спасаться в стране, которая воюет с Россией. Россию святая воспринимала как свою Родину. 

В храме хранится частица мощей святой Елисаветы

Её жертвенная жизнь увенчалась мученической кончиной. Святые мощи преподобномученицы покоятся в храме Святой Марии Магдалины в Гефсимании. Я не раз бывал там и любовался его куполами, когда в течение семи лет служил в Иерусалиме.

В 2000-х годах мы с Государственной Академией славянской культуры регулярно проводили круглые столы 1 ноября, по случаю дня рождения великой княгини. Однажды заседание было организовано в петербургском дворце, где Елисавета Феодоровна приняла православие.

В 2018 году, в год 100-летней годовщины мученической кончины преподобной, Господь сподобил меня принять участие в совершении Божественной литургии в монастыре Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, недалеко от Алапаевска. Обитель была основана на месте, где в ночь на 18 июля в шахту были сброшены тела Великой княгини Елисаветы Феодоровны Романовой, инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича, князей императорской крови: Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея.

Ежегодно, по примеру Екатеринбургского крестного хода, совершается крестный ход из Алапаевска к месту убиения святой Елисаветы и бывших с ней.

Надо сказать, что несколько лет подряд по инициативе и при поддержке ктитора нашего храма Игоря Рауфовича Ашурбейли организовывался особый крестный ход в память подвижницы. Паломники вылетали из Москвы в Екатеринбург, принимали участие в Литургии в Алапаевске, затем крестным ходом шли к месту мученической кончины святой. А это, надо сказать, непростой путь. Требует определённой решимости. Можно даже сказать, что это своего рода маленький подвиг. На следующий день пилигримы вылетали на Святую Землю и там совершали паломничество по святым местам. Молились и в храме Марии Магдалины, у мощей святой Елисаветы, где служили Литургию или молебен.

Этот крестный ход символизировал перенесение мощей преподобномученицы из Алапаевска в Святую Землю. Он отчасти повторял маршрут, по которому везли тело убиенной. Конечно, исторический путь был значительно длиннее: из Алапаевска в Забайкалье, потом в Пекин, Шанхай, морем в Египет, в порт Саид, и потом в Иерусалим.

В  год столетия со дня трагической гибели Елисаветы Феодоровны в Обители Св. Елисаветы открыты памятники  преподобномученице. 1 ноября 2018 г.

В Обители Святой Елисаветы отпраздновали 155-летие со дня рождения Елисаветы Феодоровны. 2 ноября 2019 г.

– Елисавета Феодоровна была прекрасным организатором, но и трудилась при этом наравне с сёстрами своей обители. Ещё при жизни её называли «Белым ангелом», этот образ у многих ассоциируется с её памятью. Как вам кажется, соответствует ли храм в Покровском-Стрешневе этому образу, личности святой Елисаветы? 

– Храм замечательный! В нём хранится частица мощей святой Елисаветы. Икона угодницы Божией. И две скульптуры: одна изображает великую княгиню в миру, вторая – в образе начальницы Марфо-Мариинской обители.

Храм камерный, уютный, всё сделано с большим вкусом, которым отличалась принцесса Гессен-Дармштадтская.

Архиерейское богослужение в седьмую годовщину освящения храма. 13 мая 2019 г.

– Несколько лет назад в интервью вы сказали, что ктиторов – людей, которые берут на себя все расходы не только по строительству, но и по содержанию храмов, в нашей стране единицы, Игорь Рауфович Ашурбейли – один из немногих. Изменилась ли ситуация? Можно ли сказать, что ктиторство как явление развивается?

– Ктитор – слово греческого происхождения: κτήτωρ – основатель, создатель от древнегреческого κτίζω – строю, созидаю или κτίομαι – приобретаю. Таким образом, основное значение слова «ктитор» – храмостроитель, тот, кто строит храм на свои средства, кто созидает святое место, где будет собираться церковь – народ Божий.

Ктитор – это также и благотворитель, который несёт на себе бремя расходов по содержанию храма. Это и тот, кто выделяет средства на восстановление и реставрацию церковных памятников.

Игорь Ашурбейли и владыка Марк на освящении храма Святой прмц Елисаветы. Покровское-Стрешнево. 13 мая 2012 г. 

Последние 30 лет в России мы видим процесс духовного возрождения. По всей нашей земле возводятся новые храмы, из руин возрождаются древние святыни и одновременно активно развивается ктиторство. Ведь большинство церквей воздвигается на пожертвования. В региональных центрах – это более крупные благотворители, подальше от столицы – менее состоятельные. Но ктиторов в России, слава Богу, становится всё больше и больше. И сотни храмов построены, отреставрированы и содержатся попечением благотворителей.

В советское время в стране было мало храмов, один-два – на большой город или район, и, таким образом, содержать их было намного проще, чем сегодня, когда число храмов постоянно растёт.

И потому роль ктиторов необычайно важна в наше время в деле созидания культурного и духовного наследия. Особенно ценна их поддержка в деле восстановления и содержания памятников архитектуры – церковных объектов культурного наследия. Тем более что в таких храмах часто бывает небольшое количество прихожан.

В Обители Святой Елисаветы прошёл престольный праздник в честь семилетия храма. 13 мая 2019 г.

– Как Церковь поддерживает ктиторов, способствует развитию ктиторского движения?

– В Православной Церкви главное – это, конечно, молитва. На протяжении истории люди строили и строят храмы ради молитвы о себе и своих ближних, ради надежды на спасение души по молитвам Церкви.

На каждом богослужении совершается молитва «о создателях святого храма сего». И эта молитва творится на протяжении десятилетий, столетий, а порой и тысячелетий, пока стоит храм. В качестве благословения Церковь также вручает ктиторам церковные ордена и медали. Но главное, конечно, на все времена остаётся молитва!

Литургия в храме Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе. 13 мая 2017 г.

 
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит: «Те, кто строит храмы, входят в историю, и не только в человеческую историю. Имена этих людей особо записываются в Книге жизни. Мы молимся во время освящения храма, обращаемся к Богу с просьбой, чтобы строители и благоукрасители храма, которые положили свои усилия на это великое дело, получили от Господа оставление грехов. И верим, что многие грехи прощаются людям за это святое дело».

– Какое напутствие вы могли бы дать прихожанам храма Святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе в день десятой годовщины его освящения?

– Как правило, когда человек приходит в храм, то не задумывается, кому тот посвящён. Однако на самом деле важно помнить о посвящении святыни. В данном случае о том, что храм наш построен в честь святой Елисаветы. И мы верим, что по её молитвам Господь преподаст нам помощь и благословение в наших делах.

А мы в свою очередь будем стремиться следовать примеру её жизни: служить Богу и людям и таким образом исполнять главную заповедь Спасителя о любви к Богу и к ближнему.