Испытатель Асгардии врач экипажа SIRIUS-23 Ксения Орлова передала первые новости из гермообъекта Наземного испытательного комплекса ИМБП.
Космическая депривация
Условия в эксперименте достаточно жёсткие: в течение 365 суток шесть добровольцев-испытателей не могут покинуть Наземный испытательный комплекс, с близкими общаются только через службу психологической поддержки с помощью электронных посланий, которые получают и пишут в установленное время.
«Привыкаем к сублимированной пище», – передаёт из изоляции Ксения Орлова
SIRIUS – модельный эксперимент, в котором моделируются условия космического полёта на Земле. Поэтому в нём присутствуют и другие космические депривации (лишения, отсутствие того, к чему человек привык на Земле, в обычной жизни). Например, рацион экипажа сформирован в основном из сублимированной пищи.
Экипаж живёт по строгому распорядку, для всего отведены отдельные часы. Большая часть времени занята выполнением методик, каждая из которых является частью одного из психологических, физиологических или операционно-технических экспериментов, входящих в программу SIRIUS-23.
Дышим ради науки
Команда Асгардии через группу сопровождения эксперимента в Институте медико-биологических проблем помогает Ксении Орловой вести дневник в специально созданном для этой цели телеграм-канале. Мы узнали, как прошли первые дни в изоляции после 14 ноября 2023 года, когда за экипажем был закрыт и опечатан на 365 суток люк гермоблока в Наземном испытательном комплексе ИМБП. И получили первые фотографии.
Испытатели разбирали вещи, которыми был предварительно загружен склад, и осваивали пространство, в том числе личные каюты.
Одновременно начались первые исследования. Доктор Орлова приступила к своим обязанностям врача экипажа SIRIUS-23. На фото она берёт кровь у исследователя из Беларуси Ольги Мастицкой.
Забор крови – это для иммунологических и биохимических исследований. Учёным интересны первые недели адаптации организмов испытателей к изоляции.
Методика с респиратором – забор проб выдыхаемого воздуха. Изучается обмен веществ.
«В выдыхаемом человеком воздухе содержится огромное количество летучих органических соединений (алифатические и ароматические углеводороды, спирты, кетоны, эфиры, альдегиды и т. д.), – пояснила Ксения. – Задача методики – «поймать» эти химические вещества, проанализировать динамику изменения концентраций в течение изоляционного эксперимента. Используются специальные маски и трубки. Внутри трубок находится сорбент. Во время отбора пробы воздух, который выдыхает испытатель, проходит через трубку, а сорбент улавливает все химические вещества. После того, как трубки окажутся в лаборатории, их проанализируют с помощью высокоточного аналитического оборудования (газовый хроматограф с масс-спектрометром)».
В космических образах
В изоляции шевелюра создаёт множество проблем, поэтому одно из первых командных мероприятий испытателей в гермоблоке – стрижка.
Ксения Орлова позаботилась об этом заранее, то есть избавилась от кудрей ещё до начала эксперимента. Командир Юрий Чеботарёв, исследователи Ксения Шишенина и Рустам Зарипов теперь тоже принялись за дело, помогая друг другу.
Волосы мешают в основном из-за большого объёма предстоящих ЭЭГ-исследований. Это и сложности с установкой электродов на голове, и с промывкой волос от геля. Словом, чем проще, тем лучше. Ведь душ по распорядку только раз в неделю. И это роскошь, которой космонавты на МКС лишены. Вода там дефицит, и расходуют её очень бережно.
«На российском сегменте станции тратится от 4 до 5 литров на человека в сутки в зависимости от нагрузки, – рассказала Ксения. – Вода на МКС расходуется на выработку кислорода путём электролиза, восстановление сублимированных продуктов, в туалете для обеспечения технологического процесса, а также на питьё и гигиенические процедуры. На данный момент нет бани. Берут банное полотенце в пакете, заполняют водой и потом им протираются – один из наиболее популярных способов».
Следить за новостями эксперимента SIRIUS-23 можно в телеграм-канале «Доктор Орлова-Асгардия-SIRIUS-23».