Верховный судья Асгардии Юн Чжао посетил Москву, чтобы 26 ноября 2018 года встретиться с Главой нации Игорем Ашурбейли. Впоследствии профессор Чжао любезно согласился ответить на некоторые вопросы Asgardia Space News.
Напомним, указ о назначении Верховного судьи Игорь Ашурбейли подписал 24 июня 2018 года в Вене, на первом заседании первого парламента Асгардии.
– Г-н Чжао, Вы были назначены Верховным судьёй несколько месяцев назад. Принимая во внимание, что государственные учреждения Асгардии сейчас находятся на стадии формирования, можете ли Вы поделиться некоторыми планами на ближайшее будущее? Каковы основные цели Вашей работы?
– Я считаю, что роль Верховного судьи Асгардии очень важна. C одной стороны, у нас есть традиционная роль судьи, которая очень важна и подразумевает решение многих дел. Кстати, мы уже получили некоторые жалобы, и они будут рассмотрены в первую очередь. С другой стороны, это конституционная роль. Это означает, что я также должен предоставить некоторые независимые мнения относительно решений, которые должны быть приняты парламентом и правительством Асгардии. Это два ключевых направления моей работы.
– Собираетесь ли Вы назначать других судей?
– Да, это есть в планах. Согласно Конституции у нас будет пять судей в суде. Это означает, что я также буду рассматривать возможность назначения других четырёх судей. Это постоянный процесс, и я пытаюсь найти хороших кандидатов на должности. Этим четырём судьям придётся иметь дело с различными типами дел. Каждый судья будет следить за своей конкретной областью – конституционными делами, гражданскими делами, административными делами и уголовными делами.
Что касается слушаний, мы планируем предоставлять возможность разрешения судебных процедур как онлайн, так и оффлайн. Разрешение споров в интернете с использованием видеоконференций означает, что вам действительно не нужно быть в определённом месте. Кроме того, для некоторых простых случаев мы можем использовать письменную форму. Это означает, что мы будем принимать решения на основе документов или материалов, представленных двумя сторонами.
На первой Ассамблее парламента Асгардии подписан первый закон в истории Космического государства
– Вы являетесь главой юридического факультета Университета Гонконга. Как Ваши ученики восприняли Вашу кандидатуру в качестве Верховного судьи Асгардии?
– Я неактивно продвигаю себя в своих классных лекциях. Но, действительно, некоторые ученики получили информацию об Асгардии после моей номинации. Я думаю, что это будет хорошо в связи с будущим направлением космического права и космической деятельности. Они ищут информацию о космическом государстве на веб-сайте; возможно, некоторые из них позже решат стать его частью.
– Как человек, который хорошо известен как ведущий эксперт в области космического права, не могли бы Вы назвать яркий пример его реализации?
– Когда речь идёт о космическом праве, я всегда вспоминаю одно важное дело в отношении принципа неприменения. Возможно, вы слышали о Лунном посольстве, американской фирме, которая продаёт земли на Луне людям. Вы платите деньги, и они дают вам свидетельство о праве собственности. Лунное посольство разрешило одному китайцу продать землю на задней стороне Луны. Так человек создал компанию в Пекине несколько лет назад, но очень скоро правительство Китая объявило этот бизнес незаконным.
Поэтому я могу сказать, что это показывает, что мы действительно придерживаемся общих принципов космического права. Это принцип неприсоединения, который широко признан международным сообществом. В Асгардии мы определённо уважаем все эти мирные принципы. Но со всем почтением к этим принципам нам нужно приступить к более конкретным действиям, чтобы придумать более конкретные законы для решения проблем.
– Как Вы знаете, есть несколько стартапов, планирующих добывать астероиды из космоса для ценных металлов, таких как золото или платина. Соответствует ли их бизнес принципу неприменения?
– Недавно я изучил этот вопрос, и это очень актуальная проблема.
Во-первых, мы знаем, что в 2015 году США приняли закон, действующий в отношении освоения космоса в деловом аспекте. В конце того же года Международный институт космического права опубликовал объявление, в котором говорится, что добывание ценных пород на астероидах не является незаконным в соответствии с действующим международным космическим правом.
Во-вторых, Соединённые Штаты действуют согласно международным обязательствам. В-третьих, международные институты вызвали некоторые сомнения в вопросе, является ли это наилучшим способом борьбы с освоением космоса. Поэтому я считаю, что это три основных момента, выдвинутые Международными институтами космического права.
Очень скоро, в 2017 году, вторая страна, Люксембург, также приняла аналогичный закон, позволяющий добывать астероиды. Поэтому я думаю, что сейчас, в 2018 году, когда две страны уже приняли такие законы, заявив, что частные лица и отдельные лица могут отправиться в космос для разведки природных ресурсов для получения прибыли, это хорошее время и для других стран и международных институтов задуматься о рассмотрении режимов работы с разведкой космических ресурсов. На мой взгляд, мы должны разработать многосторонний подход.
С одной стороны, мы должны учитывать интересы стран, вкладывающих деньги в геологоразведочные проекты. С другой стороны, мы должны уважать интересы международного сообщества. Мы должны найти способ сбалансировать эти два разных интереса.
Может быть, сейчас самое подходящее время для разработки подхода к проблеме космического мусора? Похоже, что рано или поздно государство, запускающее ракету, станет ответственным за её части, засоряющие орбиту...
Определённо, проблема космического мусора растёт очень быстро. Комитет Организации Объединённых Наций по использованию космического пространства в мирных целях уже много лет ставил вопрос о сокращении космического мусора в повестку дня для обсуждения. К сожалению, международное сообщество не смогло создать никаких юридически обязывающих документов по этому вопросу.
Сформировано лишь одно руководство, принятое в Подкомитете по науке и технике. Таким образом, ситуация разочаровывает. Это означает, что нам ещё предстоит пройти долгий путь к консенсусу, к юридически обязывающим документам, касающимся уменьшения количества космического мусора. Как мы видим, ситуация довольно сложная для стран, которые производят много запусков и создают много космического мусора. Обычно именно у них есть некоторые сомнения относительно принятия каких-либо обязательных документов. Но хорошо то, что международное общество начало дискуссии о проблемах космического мусора.
Некоторые идеи были реализованы. Например, существует мнение, что мы можем использовать рыночный подход. Это означает, что мы можем проанализировать, сколько космического мусора было произведено каждой страной, и в зависимости от процента они должны будут внести определённую долю в пул, который устраняет проблему космического мусора. Несмотря на трудности с осуществлением обязательных документов, мы должны двигаться вперёд, чтобы создать хороший правовой режим, который помогает решить проблему космического мусора.
Материал на английском языке: asgardia.space