Игорь Ашурбейли принял участие в престольном празднике храма.
1 ноября 2019 года исполнилось 155 лет со дня рождения Великой Матушки, Белого Ангела Москвы, святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Этот день стал особенным для прихожан Патриаршего подворья храма святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе, ктитором которого является Игорь Ашурбейли.
Престольный праздник начался с Божественной литургии, которую традиционно возглавил настоятель храма митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Священнослужители и прихожане храма совершили крестный ход, во время которого отдали дань памяти Великой княгине, остановившись у двух памятников, установленных у храма.
Памятники эти были торжественно открыты ровно год назад, в год столетия гибели алапаевских мучеников. Идея воплотить образ Елисаветы Феодоровны в виде двух скульптур – молодой женщины и матушки-настоятельницы – принадлежит ктитору храма Игорю Ашурбейли.
Сегодня у подножия скульптурных фигур лежали белые лилии – любимые цветы Елисаветы Феодоровны, а сёстры по окончании службы с радостью фотографировались рядом с памятниками.
Праздник продолжился чаепитием, дружеским общением.
__________________галерея__________________
Вместе с прихожанами храма этот юбилейный день провели в Обители святой Елисаветы Посол по особым поручениям в Государстве Израиль Анатолий Леонидович Юрков, сопровождавшая наши первые группы паломников в Израиле матушка Мариам (Юрчук), матушка Елизавета (Крючкова), послушница Ксения (Хайнбюхер) и другие гости.
Все они получили в подарок специально изданный к праздничному дню буклет, в котором рассказывается о личности Елизаветы Фёдоровны, о паломничествах по её скорбному посмертному пути, много лет проходящих по инициативе и на средства Игоря Ашурбейли. Кроме того, в буклете освещены будни и праздники Обители святой Елисаветы в Покровском-Стрешневе. Примечательно, что новейшей истории Патриаршего подворья Храма св. прмц. Елисаветы в этот день исполнилось 10 лет. Именно 1 ноября 2009 года при ремонтных работах в Покровском-Стрешневе были обнаружены остатки фундамента старой церкви.
Слева направо: матушка Мариам (Юрчук), Игорь Ашурбейли, послушница Ксения (Хайнбюхер)
Послушница Ксения (Хайнбюхер), автор документального фильма «Игумен Серафим. Духовный подвиг», рассказала, какое влияние на её жизненный путь оказала Елизавета Фёдоровна:
– Я немка по рождению, и Елизавета Фёдоровна – моя великая матушка, которая стала виновницей моего обращения в православие. Она как вождь по этой жизни. И я стараюсь отдавать ей долг, быть благодарной – и в молитве, и в действии.
Моё воцерковление состоялось в России в 1993-м году, меня крестили в Москве, в Хамовниках. Я занимаюсь игуменом Серафимом Кузнецовым, это человек, который самоотверженно перенёс мощи Великой княгини и мученицы Варвары, её верной сестры, в Иерусалим. Игумен Серафим находился в длительной духовной дружбе с Великой княгиней. Они были неотлучны, и оказались неотлучны и в небесном Иерусалиме.
Батюшка, к сожалению, попал в неблагополучную ситуацию, когда он привёз мощи, его не отблагодарили. Но я надеюсь, что мой фильм может послужить пересмотру этой темы. И много времени своей жизни я посвятила исследованиям в России и Иерусалиме, где застала людей, которые ещё знали отца Серафима (он умер в 1959 году). Это такие ценные крупицы знания, такой бисер, который уже не достать, и я надеюсь послужить своей работой. У нас владыка Марк читает за диктора. Иногда спрашивают – а кто привёз Великую княгиню? А кто? Хотелось бы, чтобы этот добрый человек имел имя – именно игумен Серафим Кузнецов. А матушка Елисавета до сих пор для меня ориентир, она показывает нам своим святым подвигом пример православия.
Слева направо: послушница Ксения (Хайнбюхер), матушка Елизавета (Крючкова), матушка Мариам (Юрчук)
Матушка Елизавета (Крючкова), бывшая настоятельница Марфо-Мариинской обители, поделилась своими мыслями о том, почему люди до сих пор хранят память о Елизавете Фёдоровне:
– Во-первых, потому что она святая. А во-вторых, её великое достоинство заключается в том, что она избрала путь к людям, открытый мир. Не уйти от мира и молиться за Святую Русь, а именно положить свою жизнь за людей. Ведь она всю себя отдала людям – несчастным, одиноким, страдающим, сиротам, воинам и детям падших воинов. Как её можно забыть?
И все эти методы и приёмы, которые она использовала в своей работе, они нисколько не устарели. И мы с сёстрами Марфо-Мариинской обители, которую мы возрождали, убедились в том, насколько гибкие и современные её программы. Вот только вложить новое время и новые ситуации, и сразу всё заработает. Понимаете? И так будет в будущем. Кто-то будет страдать, кому-то понадобится помощь. И люди будут знать – как это делать, как помочь другим.
Мы, например, когда начали трудиться в Обители, всем сердцем хотели помочь людям, а не знали, как это делается, мы забыли. Потому что при советской власти мы фактически стали потребителями – вот вам школы бесплатные, вот вам санатории, вот вам ещё какие-то социальные услуги, а в ответ ничего от нас не требовали. А вот развернуть свою социальную частную деятельность – этого не было, всё возложило на себя государство целиком. И когда государство стало рушиться – мы просто растерялись: хочется помочь, а не знаем как. Я не знаю, сколько мы бы толкались в этой ситуации, если бы не её программы. Они моментально заработали. Хотите верьте, хотите – нет. И мы стали оказывать помощь десяткам и сотням людей – чувственную и действенную помощь.
Так что память о Елизавете Фёдоровне, в том числе и в её программах социального взаимодействия, это навсегда. Только чтобы люди не потеряли.